Примерное время чтения: 9 минут
2557

«Хутор против космоса». Документалист о жизни Украины после «потери» Крыма

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. АиФ-Крым №7 15/02/2017
Инна Киреева / АиФ

Февраль ещё долго будет оставаться для крымчан особым месяцем. Тогда, три года назад, за событиями в Киеве они следили с изумлением и неверием. Революция? Военный переворот? Открытое смещение законной власти? Казалось, что такое может происходить где угодно, только не на Украине, где для большинства людей на первом месте стояло собственное благополучие, стабильность и порядок в своём городе или селе. А вот же — случилось.

Немало крымчан тогда, в феврале, признавались: было ощущение, что надвигается беда, и нельзя её отсрочить, избежать. С таким предчувствием смотрит на нависшую над головой бетонную плиту человек, зажатый обломками рухнувшего во время землетрясения здания. Но пока Украину трясло, пока начиналось превращение в руины её прежней жизни, Крым «уплыл». Вернулся в страну, которую всегда считал настоящей родиной. А то, что происходит в соседней стране, не перестаёт удивлять. Об этом «АиФ-Крым» поговорили с журналистом, автором документальных фильмов, посвящённых украинским событиям, Верой Кузьминой.

Не думали, не гадали

материал с Верой Кузьминой
Журналист, автор документальных фильмов, посвященных украинским событиям, Вера Кузьмина Фото: АиФ-Крым

Наталья Дрёмова, «АиФ-Крым»: Украина нам казалась страной, чуть ли не обречённой на стабильность — из-за особенностей самого менталитета живущих в ней людей. Тем более, никто не верил в какие-то притеснения по национальному признаку…

Вера Кузьмина: Верно. Даже шутка была такая про русских и украинцев: мол, случись что — половина страны поляжет в Харькове, половина — во Львове. Под натиском собственных тёщ, перекормленные во время застолья. К сожалению, наше представление об Украине было неправильным. Впрочем, нам же казался в своё время фантастикой распад СССР. И когда в 2008 году Владимир Путин выступал в Мюнхене, его речь тоже казалась какой-то ненаучной утопией: помилуйте, какой там многополярный мир, дай Бог России со своими проблемами справиться! Десять лет прошло — и кто был прав? Фантастикой когда-то казалась и революция на Украине.

— Получается, нашлась сила, переломившая исконную любовь украинцев к наращиванию собственного благополучия, когда «садок вишневый коло хаты» дороже любых политических веяний?

— Все эти цветные революции, по большому счёту, можно назвать бунтом хутора против космоса. Хутору кажется, что ему нужна лишь самостийность. А потом оказывается, чтобы садок вишнёвый цвёл и плодоносил, требуются удобрения, инструменты для ухода, и многое другое. Ну, не бывает так: вот у меня тут, у чистенькой хатки хорошо — и Бог с ней, с дорогой до этого райского уголка, пусть будет разбитой и грязной, раз она общая, для всех. Больше двух десятилетий на Украине пытались устроить этот самый садок. 

Досье
Вера Кузьмина родилась в 1970 г. в Москве. Закончила факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Работала на телеканалах НТВ, Первом канале, Рен-ТВ и ТВ Центре. Автор документальных фильмов, в том числе и посвящённых процессам, происходящим на Украине. Её фильм «Убить русского в себе» считают исследованием российско-украинской истории на фоне оранжевой революции. «Анатомия майдана» — один из самых популярных материалов, транслируемых и цитируемых на телеканалах России. Замужем, воспитывает дочь. Свободное время предпочитает провести с хорошей книгой.

— Но ведь основания говорить, что страна будет богатой и развитой, тогда имелись?

— Украина была невестой с богатейшим приданым: здесь было самое большое количество людей с высшим образованием, мощный научный потенциал, сильная промышленность, чернозём. И когда сторонники выхода из Союза писали в своих листовках, что жить будут лучше, чем в Англии или Германии, тогда это была правда. Но где теперь всё это? Заводы разбирают на кирпичи, торговля землёй идёт в прямом смысле этого слова — как во время немецкой оккупации, почву выбирают, грузят в вагоны и увозят в Европу.

- Как вы считаете, почему потеря Крыма не «отболела» в украинской политике, почему планами по возвращению полуострова по-прежнему пытаются подбодрить рядовых украинцев?

— А вы вспомните риторику этих политиков — о том, что Крым будет либо украинским, либо безлюдным. Им нужна территория, не люди. В 2004 году, когда президентские выборы на Украине шли к третьему туру, в Верховной Раде выступал покойный ныне депутат Евгений Кушнарёв. И предложил: давайте сделаем федерализацию, пусть западная Украина делает, что хочет! И что тут началось: его гнобили, публично унижали, заводили уголовное дело. А за что, собственно? Почему Германия, США и другие страны могут быть федеральными, а Украина нет? Потому, что людям при власти нужна вся территория, население которой будет жить по правилам, которые им кажутся верными. Как же можно «отпустить» Донецк, Закарпатье, Львов, юг страны — что останется?

Протестующие атакуют "Беркут" и полицию, январь 2014 года, Киев. Фото: www.globallookpress.com

— Крымчане уже прошли через водную, энергетическую блокады, пережили прекращение поставок продуктов из Украины. Могут ли «с той стороны» ещё чем-то навредить?

— Неужели вы думаете, что украинская власть на этом успокоится? У них же уже официально существует программа возвращения Донбасса и Крым, обсуждается в Верховной Раде. Причём речь не идёт о том, мол, давайте поговорим, предложим: «вернись, я всё прощу!»

Мы же уже убедились, на какие меры — даже в ущерб интересам собственной страны, готовы пойти люди, получившие власть на Украине. Давайте вспомним, что из Советского Союза Украину проводили достойно: никто не рвался перекрывать воду, электричество, как-то умышленно навредить. Я была в Крыму во время референдума, потом приезжала сюда через год. И на меня удручающее впечатление произвели засохшие рисовые чеки, пробившаяся через щели в бетонных плитах канала трава…

Сосед с обострением

— И как теперь жить рядом, с соседом непредсказуемым, обманутым собственной властью, ослеплённым ненавистью?

— Украина постоянно оповещает о том, что будет осуществлять какое-то вещание на Крым, и пытается это делать. От криков в «матюгальники» на границе с Чонгаром до работы радиостанций. Собственно, кто захочет, чьему сердцу близки призывы Киева, тот найдёт возможность всё это смотреть и слушать — через спутник, Интернет, по радио. Множество украинских СМИ регулярно сообщают новости про Крым. Обидно, что берут ваши же новости, ваши же репортажи, снятые крымскими журналистами, используют «картинку», перекручивают факты и преподносят украинцам, как говорится, кем-то уже съеденный суп.

А почему молчат в Крыму? Почему на спутник не «повесить» крымские каналы, почему в Интернете не доносить до всех точку зрения Крыма на какие-то вопросы? Ведь у региона может быть своё мнение не тополь по поводу качества асфальта при ремонте крымских дорог. Чечня, например, высказывается по самым разным поводам, стремится донести свой голос, своё мнение, и это абсолютно нормально.

— Как вы относитесь к историческому мифотворчеству, которым активно занимаются на Украине? Там вроде бы уже договорились до того, что люди бронзового века уже были украинцами…

— Уже не смешно. Но это — не только украинская беда. Увы, среди россиян, поколения 30-35 лет, а также молодёжи, немало тех, кого можно убедить в чём угодно. Например, что во времена Ярополка Ленин примкнул к смуте, встал на динозавра, толкнул речь, и тогда Пётр I въехал в Зимний дворец. К сожалению, до последнего времени стремления к получению исторических знаний особо и не наблюдалось. Вот для меня дико услышать от знакомого: чтобы такого снять в Волгограде, чтобы было понятно, что это — Волгоград? Я отвечаю: монумент «Родина-мать», дом Павлова. Он меня переспрашивает: «Павлов — тот, который с собакой?» Понимаете, знаменитого русского физиолога мой собеседник ещё смутно помнит, а сержанта Якова Павлова, который вместе со своим подразделением 58 дней держал оборону жилого дома во время Сталинградской битвы — нет.

— И на Украине тоже «провалы» в образовании?

— Там, судя по всему, ситуация иная, там незнание — не от упущения, невнимания, там сознательно идут к перекраиванию истории. Оттуда убирают наше общее прошлое, наши победы, наше знамя над Рейхстагом. Если это помнить, никому не придёт в голову прыгать на Майдане с нацистской свастикой. А если этого не было — то, выходит, можно. И не случайно в школах решили делать программу «облегчённой», убрав и сократив ряд предметов, ведь мифы и ложь можно «впарить» только невежественному, малообразованному человеку.

— В начале этого года Украина запретила ввоз книг на русском языке. Что там будут читать?

— Есть переводы современной литературы, есть какое-то количество талантливых современных писателей. Но не может быть большой литературы в маленькой стране, она должна жить в пространстве, лишь тогда страна духовно богатеет. Когда его сознательно ограничивают, получается местечковая стенгазета. Невозможно литературу делить по национальному признаку, нельзя Маяковского отправить в Грузию потому, что он там родился, а поэтов братьев Бурлюков, родившихся на Украине, но писавших только по-русски, считать чужими.

Нельзя «деребанить» литературу, менталитет, духовное пространство. Сейчас нам, россиянам, не нужно искать, чем мы отличается от русских в других странах, от украинцев или белорусов. А то докатиться можно до того, что примемся искать, чем отличаются друг от друга россияне в разных областях и республиках. Ну да, Клин отличается от Серпухова, Бурятия — от Новгородской области, Капотня — от района Патриарших прудов. Но мы — одно целое, соотечественники.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах