Стоимость билетов на рейсы российских авиакомпаний, даже включая работающий в премиум-сегменте «Аэрофлот», в 2-3 раза ниже, чем средняя цена билетов в мире. Даже если сравнивать с лоукостерами за рубежом, все равно тарифное меню российских авиаперевозчиков будет более выгодным. И нередко авиакомпании продолжают снижать цены на билеты, чтобы угодить своим пассажирам, что становится причиной проблем у перевозчика. Так, например, произошло на днях с одной из авиакомпаний России. Из-за регулярного снижения стоимости своих услуг у предприятия начались проблемы с оплатой услуг аэропорта и обслуживающего рейсы персонала наземных служб. А также им даже не хватает на выплату зарплаты своим собственным сотрудникам.
Чревато проблемами?
Согласно данным исследований, минимальные тарифы российских авиакомпаний осенью 2017 года расположились в диапазоне 5,5-6 центов с одного пассажира за 1 километр пути. А на ряде маршрутов стоимость и вовсе спускалась до 3,5 цента. Представители российских перевозчиков уверены, что, если такое положение дел будет сохраняться, это чревато проблемами в отрасли в целом. Такое положение дел легко приведет к банкротствам компаний, ускорению консолидации рынка и достаточно серьезному повышению тарифов в будущем. Происходить это будет на фоне монополизации отдельных сегментов рынка оставшимися на нем участниками.
В принципе, уже сейчас можно наблюдать начало проблем, когда перевозчики спускаются на грань банкротства. Стабилизировать ситуацию, как считают эксперты в отрасли, поможет пересмотр ценовой политики и повышение существующих тарифов. К последнему, кстати, все равно придется прибегать, когда компании, не входящие в ТОП-10, начнут покидать рынок, пропадет конкуренция. Тогда стоимость билетов все равно станет расти. А значит, лучше все же сейчас пойти на такую меру, когда ее можно экономически обосновать и подготовить адекватное тарифное меню, которое будет по силам пассажирам. И в этом случае отрасль продолжит развиваться, а не придет в упадок.
Зарубежный опыт
Если сравнивать с зарубежными компаниями, то у них расклад по стоимости билетов совсем другой. Так, например, стоимость перевозки 1 пассажира на 1 км равна 6-7 центов. В итоге за 1000 км пути выходит стоимость 60-70 долларов. Минимум, который был зафиксирован низкобюджетными европейскими перевозчиками, — 3,7 цента. Такой тариф был зафиксирован на перелете Дюссельдорф — Пальма де Майорка.
Типичным же среднемировым называют показатель удельной стоимости перевозки для классических сетевых перевозчиков в 12-14 центов или 110-120 долларов за 1000 км пути.
Американские компании показывают показатели 150-200 долларов за 1000 км пути, что означает стоимость километра с пассажира в 15-20 центов. И это тариф, действующий при немедленной покупке билетов по востребованным среднемагистральным направлениям. Если же речь идет о коротких дистанциях с интенсивным трафиком, цифры будут другими: 220-240 долларов за 1000 км пути. Стоимость же билетов, приобретенных задолго до перелета, — как минимум за месяц — только подтверждает это правило. Специфика региональных коротких перевозок такова, что удельные тарифы на ближнемагистральных маршрутах все в тех же США выше, чем маршруты средней протяженности, на 50-70%.
Дискуссии о билетах
Дискуссия о ценах на билеты на самолет длится уже не первый год. И связано это с бурным развитием перевозок, при котором авиаполет стал не элитарным видом передвижения, а общедоступным. Этому способствовал и активный рост туристической сферы, когда россияне смогли при минимальной стоимости перевозки посетить различные мировые курорты. Стоимость поездок на чартерах в рамках турпакетов была крайне низкой, что способствовало развитию туротрасли.
Именно это, а также конкуренция между перевозчиками за своего клиента, создали ошибочное мнение, что такие цены и должны быть всегда и во всех направлениях.
Дополнительно потребителя сбивают с толку рекламные ролики иностранных лоукостеров, которые нередко предоставляют недостоверную информацию о стоимости своих тарифов, существенно занижая конечные цифры.
Дешевые билеты по-американски
Любители обсудить тарифное меню российских перевозчиков нередко кивают в сторону зарубежных авиалиний. Им кажется, что иностранные авиакомпании научились находить баланс между удержанием на рынке и стоимостью билетов. На самом деле редко кто заглядывает внутрь рынка и точно знает, как именно строится ценообразование «дешевых» билетов, например, в той же Америке.
Так, согласно данным проведенных исследований, можно отметить, что перелеты с минимальным тарифом, т. е. невозвратные и не подразумевающие перевозку багажа, составляют всего 10% от общего числа. Причем они далеко не всегда востребованы, как могло бы показаться, и билеты можно купить даже перед вылетом. Такие «дешевые» билеты не пользуются популярностью именно из-за своих ограничений. Причем есть у них и существенный минус: по ним нельзя сделать никакой апгрейд, даже с использованием бонусных карт высокого уровня.
Кроме того, такие билеты с небольшим тарифом имеют неудобное время вылета, не лучший аэропорт, могут быть проблемы с вылетом из одного аэропорта и возвращением обратно в другой.
Билеты, на которые действует меньшее количество ограничений, стоят на 40% дороже таких минимальных цен.
В Европе действует система, которая также подразумевает более высокие цены на билеты. И это только кажется, что там стоимость выгоднее и бюджетнее. Те авиапассажиры, которые часто летают внутри европейских направлений знают, что никакой особой выгоды в сравнении с российскими перевозчиками они не получают.
«Только экономически обоснованная стоимость билетов позволит сбалансировать авиатранспортную систему России и обеспечить ее устойчивое долгосрочное развитие. Отечественная авиационная отрасль подвергается беспрецедентному давлению со стороны государства, мы постоянно слышим призывы снизить стоимость авиабилетов. Хотя никто не призывает поставщиков авиатоплива снизить стоимость авиационного керосина, банкиров — снизить ставки по кредитам, автопроизводителей и дилеров — уменьшить цену продажи автомобилей. Давление на авиакомпании вынуждает перевозчиков летать ниже себестоимости, что ведет их к банкротству. История „ВИМ-Авиа“ — наглядный пример того, как давление всевозможных чиновников, губернаторов, депутатов приводит к очевидному финалу. В случае если такой уровень тарифов сохранится, неизбежны дальнейшие банкротства авиакомпаний, ускорение консолидации рынка и радикальное повышение тарифов в будущем из-за монополизации отдельных сегментов рынка ограниченным числом оставшихся участников», — заявил глава Infomost Consulting Борис Рыбак.