Предупреждения не звучат разве что из утюгов. Информационные ролики крутят в маршрутках и троллейбусах. В «проходных» местах и в учреждениях расклеены листовки. Практически каждую неделю хоть в каком-то СМИ, да промелькнёт очередная новость об обманутых. А крымчане по-прежнему доверяют незнакомцам, позвонившим по телефону. И лишаются своих сбережений.
Остановитесь. Подумайте
Об одной из новых схем мошенничества уже предупредил портал Госуслуг. Мошенники представляются сотрудниками портала и довольно правдоподобно убеждают людей продиктовать им код из смс-сообщения, которое приходит при регистрации на электронном ресурсе. Чаще всего говорили, что это необходимо для привязки QR-кода к странице пользователя.
В ноябре и декабре Крым пережил ажиотажный спрос на вакцинацию. Множеству людей потребовался сертификат. В том числе и тем, кто «не дружит» с компьютером и интернетом. Зарегистрироваться на Госуслугах помогали родные, друзья. Как раз такие люди, имеющие смутное представление о том, как работает система и как охраняются персональные данные на ресурсе, и становились жертвами мошенников.
После получения цифр кода аферисты проводят обычную операцию по восстановлению якобы утерянного пароля. И уже с новым получают полный доступ к странице со всеми данными. Это мошенничество, как правило, не вскрывается сразу после такой кибер-кражи. Потому, что для использования личных данных требуется какое-то время. Но с ними можно, например, зарегистрировать ЧП, использовав его в разных незаконных целях. Или набрать кредитов.
Нужно сказать, что служба поддержки Госуслуг уже приняла меры, которые затруднят мошенникам сам процесс кражи. Теперь при смене пароля недостаточно одного кода из смс-сообщения. Потребуется ввести дополнительные сведения: СНИЛС, ИНН, серию и номер паспорта. Но кто сказал, что жулики не смогут выманить из потенциальной жертвы и эти сведения?
Иногда мошенники заинтересовывают собеседника в общении, начиная разговор с привлекательной «приманки». Например, радуют его возможностью получить бесплатную путёвку в санаторий или пройти бесплатное медобследование. И, конечно же, требуется заполнить анкету со всеми необходимыми персональными данными…
Вот ещё одно распространённое ноу-хау от претендентов на чужие сбережения. Сначала звонит человек, представляясь сотрудником бюро кредитных историй. Сообщает: на вас прямо сейчас кто-то пытается оформить кредит. А затем следует второй звонок, и другой собеседник представляется сотрудником службы безопасности банка, правоохранительных органов или Банка России. Забеспокоившемуся человеку просто не дают опомниться, рассказывая о необходимости защитить сбережения. Например, срочно оформив кредит онлайн. Или перебросить «наличку» через банкомат на некий «спецсчёт».
Кредиты, учёба, биодобавки
Известный российский эксперт в области кибербезопасности Александр Власов советует сразу же прекращать разговор, когда речь заходит о «службе безопасности банков». Или полиции, прокуратуры и других правоохранительных органов, которые пытаются привлечь к «раскрытию преступления».
«Урожайной» была для мошенников середина прошлой недели, когда всего за сутки было обмануто семь крымчан. Они потеряли разные суммы, от нескольких тысяч до 400 тыс. руб. А несколькими днями ранее жительница Евпатории поверила человеку, который стремился перечислить ей компенсации за приобретённые биоактивные добавки. В результате она лишилась… 1,8 миллиона рублей!
Полторы недели назад за два дня мошенники «разговорили» крымчан на 3,5 миллиона.
В Черноморском районе женщине поступило предложение от якобы представителя известного интернет-магазина пройти обучение на должность менеджера. И мошенник завладел паспортными данными заявительницы, оформил кредит в онлайн-банке на сумму свыше 80 тысяч рублей на ее имя.
В последнее время «дистанционные» преступники обманули жителей Симферополя, Керчи, Алушты, Евпатории, Симферопольского, Красногвардейского и Нижнегорского районов.
Начальник отдела информации и общественных связей МВД по республике Крым Наталья Кашкарова советует следовать самым простым правилам, которые могут обезопасить от потери денег. «Не вступайте в диалог с лицами с незнакомых номеров, не называйте никому данные вашей банковской карты, в особенности три цифры на обороте (CVV-код) в сочетании с паролем из СМС, — перечислила она. — Не перечисляйте деньги авансом незнакомцам, а также не предоставляйте неизвестным людям свои персональные данные и реквизиты банковских карт для якобы зачисления платежа».
Сами крымчане могут подстраховать своих пожилых родственников, которые более уязвимы и доверчивы, проводя регулярные беседы о современных способах мошенничества.