Досталось всем
Наталья Дрёмова, «АиФ-Крым»: Александр Николаевич, сколько учителей пришлось переобучить минувшим летом?
родился в 1955 в Одессе.
Окончил Днепропетровский госуниверситет по специальности «Русский язык и литература».
В 1999 г. получил научную степень доктора филологических наук по специальности «Русский язык», в 2001 г. — ученое звание профессора кафедры русского языка (ТНУ). В апреле 2003 г. стал ректором КРИППО.
Авторским коллективом под руководством А.Н. Рудякова подготовлены учебники по русскому языку с 1 по 11 класс, по которым сегодня продолжают учиться в школах Украины.
— Может, Крыму помог бы «десант» российских учителей?
— Конечно, учитель из материковой России может приехать в Крым и преподавать здесь. Но ведь он не знает, какой багаж знаний уже есть у наших школьников. Минобразования РФ дало поручение одному крупному московскому университету разработать вместе с нами методические пособия, чтобы решить эту проблему.
— Каким учителям сейчас тяжелее всего?
— Думаю, досталось всем. Хотя в меньшей степени — преподавателям математики, физики, химии, биологии. В общем, всех дисциплин, не связанных с гуманитарным направлением. Материал там не зависит от политики государства — ну, возможно, упоминаться будут разные учёные, хотя, например, Энштейн остаётся Энштейном и на Украине, и в России. А вот историкам досталось и ещё достанется. Как и русистам — ведь они преподавали, по сути, в условиях идеологической оккупации. Кстати, по инициативе Общественной палаты РК создана программа поддержки русистов и историков. Помогать пришлось и преподавателям украинского языка и литературы — они получили часы русского языка, около 700 человек мы переучиваем в нашем институте.
А руководству школ как достанется! Теперь директора школ не могут прятаться за «спину» управлений образования: им самим придётся решать большинство вопросов, они должны стать менеджерами по управлению школами. Но, уверен, что всё это — благие перемены. Если у нас есть хлопоты, значит, мы живы, развиваемся.
«Защищать учителя необходимо»
— В понимании родителей школьников «хороший учитель» — это человек добрый, понимающий, тактичный, справедливо оценивающий. А, по-вашему, какой учитель хороший?
— Лингвисты говорят, что у слова «хороший» столько значений, сколько существует людей. Хорошее яблоко — сочное, вкусное. Но хорошая жена не должна быть вкусной, лучше, когда она добрая и понимающая. Хороший учитель — это тот, кто выполняет своё предназначение: социализация человеческого существа, ребёнка. Если он правильно включил его в общество, подготовил вместе с родителями к самостоятельной жизни — это хороший учитель. Получается, что педагог должен быть и внимательным, грамотным, умеющим давать знания, дисциплинированным, и так далее.
— В арсенале современного учителя осталось очень мало методов воздействия на учеников, даже из класса в качестве наказания удалять их нельзя. Нередко темой публикаций в СМИ становятся учителя, которых ученики сознательно «доводили» до крика, слёз, даже рукоприкладства. Причём дети ещё и снимали такие эпизоды на видео. На защиту детей традиционно встают всем миром. А учителя кто защитит?
— Я никогда не слышал от по-настоящему авторитетных учителей, которых в Крыму много, о том, что у них в классах такое происходит. Если подобное случается — в чём-то недоработка школы и самого педагога. Тем не менее, защищать учителя необходимо. В России поощряется любое проявление гражданской активности, учителя должны формировать собственные объединения, чтобы не оставаться один на один с системой. Людям, которые попали в сложную ситуацию, я могу рекомендовать обращаться в Общественную палату Крыма. У нас есть подразделение Российской Ассоциации учителей русского языка, которое я возглавляю, есть ассоциация историков. Конфликты неизбежны, но в них должны участвовать не только администрация школы, учитель и ученик, а некие третейские судьи. Тогда спорные ситуации будут разрешаться цивилизованно.
Будут проблемы
— Какова, по-вашему, судьба русского языка на Украине, обучения на нём?
— В последние годы «домайданного» периода, по моему мнению, многое в образовании удалось развернуть в нужном направлении. Однако, проявившееся еще девять лет назад стремление построить национальную политику Украины на русофобии, в нынешней ситуации, вероятно, получит развитие. Да, на Украине, в том же Киеве, люди спокойно разговаривают на русском. Это не язык вражеской страны, это, один из языков народов, населяющих Украину. Но, зная настроения Минобразования Украины и руководства страны, боюсь, с русским языком будут проблемы.
— В стратегии экономии, которую провозгласило украинское правительство, есть предложение о том, чтобы ограничить обязательное образование 9 годами обучения в школе. Те же, кто захотят его продолжить, должны будут платить…
— Система образования в каждой стране должна естественным образом вытекать из того, каким государство видит своё будущее. Американцы, например, спокойно относятся к тому, что в каждом штате по миллиону людей, которые не умеют читать и писать. А вот европейцы ставили вопрос о всеобщем бакалавриате: чем выше уровень образования граждан, тем лучше для страны. Если Украина сегодня не может дать всем полное среднее образование, если ей не нужны такие люди — это её беда. Может, не туда деньги идут? Может, надо меньше воевать, больше думать?
«Вузов больше, чем заправочных станций»
— А у нас вам приходилось встречать людей, которые не умеют читать и писать?
— Нет. Мой отец, профессор Рудяков, говорил, что в Советском Союзе покончили с безграмотностью, но, к сожалению, не покончили с малограмотностью. И мы с вами прекрасно понимаем, что аттестат иногда прикрывает отсутствие знаний, а диплом — неумение принимать правильные решения.
— Правда ли, что из года в год уровень знаний выпускников школ становится всё ниже?
— Я работал и в системе высшего образования, и среднего. Дискуссии между директорами школ и ректорами вузов на эту тему не прекращаются никогда. В том, что сегодня происходит, виновата не школа, а общее снижение престижности образования, инвестиционной привлекательности знаний. Многие учатся ради аттестата, ради диплома. Не знаю, как в России, но многие украинские и крымские вузы в этом тоже виноваты: когда их больше, чем заправочных станций, то кажется, что это — магазины по продаже дипломов.
— А что делать?
— Поднимать престиж реального знания, а не имитацию его «корочкой» диплома. Есть же какие-то методики отбора действительно знающих людей в крупных коммерческих компаниях. Может, и в бюджетных учреждениях искать эффективных специалистов. Это задача сложная.