Примерное время чтения: 8 минут
501

Плата за будущее. Как крымские педагоги осваиваются в России

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1-2. АиФ-Крым №1-2 13/01/2015
Фото Надежды Гусевой / АиФ

Досталось всем

Наталья Дрёмова, «АиФ-Крым»: Александр Николаевич, сколько учителей пришлось переобучить минувшим летом?

Досье
Александр Николаевич Рудяков

родился в 1955 в Одессе. Окончил Днепропетровский госуниверситет по специальности «Русский язык и литература». В 1999 г. получил научную степень доктора филологических наук по специальности «Русский язык», в 2001 г. — ученое звание профессора кафедры русского языка (ТНУ). В апреле 2003 г. стал ректором КРИППО. Авторским коллективом под руководством А.Н. Рудякова подготовлены учебники по русскому языку с 1 по 11 класс, по которым сегодня продолжают учиться в школах Украины.

Александр Рудяков: Более 26 тысяч. Времени у нас было очень мало. Но мы придумали, как это сделать, помогли коллеги из Московского института развития образования. Казалось, можно было бы поставить галочку и успокоиться. Но когда крымские учителя стали глубже вникать в ситуацию, оказалось, что проведение курсов не закрывает проблему. Вскрываются очень серьёзные различия в программах. Приведу пример, который мне, как русисту, ближе всего. Разница в российской и украинской программах по русскому языку в классах с 5-го по 11-й — 400 часов. И это при том, что в России ситуация с родным языком такова, что порог ЕГЭ снизили на 12 баллов. Основная задача сейчас заключается в том, чтобы дать крымскому учителю рецепт совмещения знаний старой программы и новой.

— Может, Крыму помог бы «десант» российских учителей?

— Конечно, учитель из материковой России может приехать в Крым и преподавать здесь. Но ведь он не знает, какой багаж знаний уже есть у наших школьников. Минобразования РФ дало поручение одному крупному московскому университету разработать вместе с нами методические пособия, чтобы решить эту проблему.

— Каким учителям сейчас тяжелее всего?

— Думаю, досталось всем. Хотя в меньшей степени — преподавателям математики, физики, химии, биологии. В общем, всех дисциплин, не связанных с гуманитарным направлением. Материал там не зависит от политики государства — ну, возможно, упоминаться будут разные учёные, хотя, например, Энштейн остаётся Энштейном и на Украине, и в России. А вот историкам досталось и ещё достанется. Как и русистам — ведь они преподавали, по сути, в условиях идеологической оккупации. Кстати, по инициативе Общественной палаты РК создана программа поддержки русистов и историков. Помогать пришлось и преподавателям украинского языка и литературы — они получили часы русского языка, около 700 человек мы переучиваем в нашем институте.

А руководству школ как достанется! Теперь директора школ не могут прятаться за «спину» управлений образования: им самим придётся решать большинство вопросов, они должны стать менеджерами по управлению школами. Но, уверен, что всё это — благие перемены. Если у нас есть хлопоты, значит, мы живы, развиваемся.

Фото: Shutterstock.com

«Защищать учителя необходимо»

— В понимании родителей школьников «хороший учитель» — это человек добрый, понимающий, тактичный, справедливо оценивающий. А, по-вашему, какой учитель хороший?

— Лингвисты говорят, что у слова «хороший» столько значений, сколько существует людей. Хорошее яблоко — сочное, вкусное. Но хорошая жена не должна быть вкусной, лучше, когда она добрая и понимающая. Хороший учитель — это тот, кто выполняет своё предназначение: социализация человеческого существа, ребёнка. Если он правильно включил его в общество, подготовил вместе с родителями к самостоятельной жизни — это хороший учитель. Получается, что педагог должен быть и внимательным, грамотным, умеющим давать знания, дисциплинированным, и так далее.

— В арсенале современного учителя осталось очень мало методов воздействия на учеников, даже из класса в качестве наказания удалять их нельзя. Нередко темой публикаций в СМИ становятся учителя, которых ученики сознательно «доводили» до крика, слёз, даже рукоприкладства. Причём дети ещё и снимали такие эпизоды на видео. На защиту детей традиционно встают всем миром. А учителя кто защитит?

— Я никогда не слышал от по-настоящему авторитетных учителей, которых в Крыму много, о том, что у них в классах такое происходит. Если подобное случается — в чём-то недоработка школы и самого педагога. Тем не менее, защищать учителя необходимо. В России поощряется любое проявление гражданской активности, учителя должны формировать собственные объединения, чтобы не оставаться один на один с системой. Людям, которые попали в сложную ситуацию, я могу рекомендовать обращаться в Общественную палату Крыма. У нас есть подразделение Российской Ассоциации учителей русского языка, которое я возглавляю, есть ассоциация историков. Конфликты неизбежны, но в них должны участвовать не только администрация школы, учитель и ученик, а некие третейские судьи. Тогда спорные ситуации будут разрешаться цивилизованно.

Будут проблемы

— Какова, по-вашему, судьба русского языка на Украине, обучения на нём?

— В последние годы «домайданного» периода, по моему мнению, многое в образовании удалось развернуть в нужном направлении. Однако, проявившееся еще девять лет назад стремление построить национальную политику Украины на русофобии, в нынешней ситуации, вероятно, получит развитие. Да, на Украине, в том же Киеве, люди спокойно разговаривают на русском. Это не язык вражеской страны, это, один из языков народов, населяющих Украину. Но, зная настроения Минобразования Украины и руководства страны, боюсь, с русским языком будут проблемы.

Фото: Пресс-служба Правительства Ярославской области

— В стратегии экономии, которую провозгласило украинское правительство, есть предложение о том, чтобы ограничить обязательное образование 9 годами обучения в школе. Те же, кто захотят его продолжить, должны будут платить…

— Система образования в каждой стране должна естественным образом вытекать из того, каким государство видит своё будущее. Американцы, например, спокойно относятся к тому, что в каждом штате по миллиону людей, которые не умеют читать и писать. А вот европейцы ставили вопрос о всеобщем бакалавриате: чем выше уровень образования граждан, тем лучше для страны. Если Украина сегодня не может дать всем полное среднее образование, если ей не нужны такие люди — это её беда. Может, не туда деньги идут? Может, надо меньше воевать, больше думать?

«Вузов больше, чем заправочных станций»

— А у нас вам приходилось встречать людей, которые не умеют читать и писать?

— Нет. Мой отец, профессор Рудяков, говорил, что в Советском Союзе покончили с безграмотностью, но, к сожалению, не покончили с малограмотностью. И мы с вами прекрасно понимаем, что аттестат иногда прикрывает отсутствие знаний, а диплом — неумение принимать правильные решения.

— Правда ли, что из года в год уровень знаний выпускников школ становится всё ниже?

— Я работал и в системе высшего образования, и среднего. Дискуссии между директорами школ и ректорами вузов на эту тему не прекращаются никогда. В том, что сегодня происходит, виновата не школа, а общее снижение престижности образования, инвестиционной привлекательности знаний. Многие учатся ради аттестата, ради диплома. Не знаю, как в России, но многие украинские и крымские вузы в этом тоже виноваты: когда их больше, чем заправочных станций, то кажется, что это — магазины по продаже дипломов.

— А что делать?

— Поднимать престиж реального знания, а не имитацию его «корочкой» диплома. Есть же какие-то методики отбора действительно знающих людей в крупных коммерческих компаниях. Может, и в бюджетных учреждениях искать эффективных специалистов. Это задача сложная.

Справка
Для переподготовки учителей в 1934 году при Симферопольском пединституте были открыты девятимесячные курсы, позже — двухгодичный институт. Но требовалось не только готовить педагогов, но переобучать тех, кто уже работает. В 1935 году крымский Наркомпрос констатировал: только 706 из 5 тыс. крымских учителей имеют высшее образование, а каждый пятый педагог — только низшее. Поэтому и появился Институт усовершенствования учителей, нынешний КРИППО. В 1939 году он насчитывал… шестнадцать сотрудников. Здесь учили преподавателей, приезжавших в Симферополь, сами выезжали в разные районы Крыма. Война прервала работу института, но уже в 1944-м, через пару месяцев после освобождения Крыма, он снова начал работать. Насколько важным государство считало восстановление учительских кадров, можно увидеть по средствам, которые выделялись институту. Например, на приобретение литературы в 1945 году нашли 16 тысяч рублей, а на проведение семинаров и курсов для учителей — 152 тысячи рублей.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах