В этом году на прилавках рыба тоже появилась, но маленькая, как будто вырасти ей не дали. Так отменили ли запрет на вылов, или на полуострове активизировались рыбные контрабандисты?
Дальний родственник
Вот уже больше четверти века ловить или не ловить рыбу в Азовском бассейне и Керченском проливе решает российско-украинская комиссия. Ежегодно учёные предоставляют свои рекомендации, а стороны вносят запреты, каждая в свое законодательство. На Украине это ежегодно принимаемый режим рыболовства, а в России такого закона нет: запрет на масштабный вылов должен быть проведен через редакцию новых правил о рыболовстве. Вот его-то как раз принять к 1 января 2016 года не удалось. В этом году учёные разрешили к вылову не более 130 тонн пиленгаса, причём, без кольцевых и кошельковых неводов. Сейчас лов ведется сетями, в Керченском проливе их количество ограничено — по 200 сетей на каждую страну. Причём, российские 200 сетей были разделены между субъектами федерации: 90 — Крыму, 110 единиц — Краснодарскому краю.
Мало кто помнит, что пиленгас — не коренной житель крымских морей, а переселенец. В 70-х годах прошлого столетия уменьшилось количество аборигенной кефали, и завезённый с Дальнего Востока «родственник» занял пустующую экологическую нишу. Хотя ставки на то, чтобы выращивать его для промышленных масштабов не было, но вселенец неплохо освоился. А его начали активно добывать. После «демографического взрыва» популяция пиленгаса снизилась, а вот промысел остался в том же масштабе. А с каждым годом пиленгасу становилось всё труднее выживать: и рыбаки сетями устроили эдакий хищнический промысел, и из-за засилья водорослей уменьшилась кормовая база. Насколько трудно пришлось таким крупным рыбам, можно судить о том, что отощали даже хамса и тюлька. Сейчас же кормовую базу восстановили, а принятые меры по ограничению лова позволяют утверждать, что популяция медленно, но верно восстанавливается.
Куда вы удалились?
Алексей Матвеев, заведующий Юго-Восточным отделом госконтроля, надзора в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов Госкомитета по рыболовству РК, сообщил: наш пиленгас отличается по физиологическим показателям, вкусовым качествам от исконного, который обитает в Дальневосточном регионе.
В некоторых водоёмах, не связанных с морем и в опреснённых водоёмах, он не вырастает до крупных размеров. Да и в море в последние годы не видно былых великанов по 5-9 килограммов. Понятно, что промысел сказывается на более крупных рыбинах, но уничтожить целое поколение невозможно.
Правда у рыбаков есть мнение, что много рыбы, которая на крымских харчах отъелась и подросла, уходит в Средиземное море, якобы, у нее проявляется стремление к местам исходного обитания. Шутки шуткам, но данные о том, что пиленгаса вылавливали районе Средиземного, Адриатического морей, есть. Доказано, что он плавает у берегов Грузии и Турции, как и тот факт, что он не мигрирует на зимовку, а уплывает и не возвращается. Скорее всего, началось это давно, но стало заметно только сейчас.
В общем, надежд на то, что пиленгас в ближайшие 2-3 года будет радовать крымчан своим присутствием на столе, мало. Прудовой рыбы почти нет — из-за проблем с водой. Всего в Крыму — около 10 рыбных хозяйств, которые занимаются выращиванием рыбы в промышленных масштабах, но курс республиканские предприниматели держат больше на морскую рыбу и мидии, именно это пользуется успехом на материке.
Едим мы, преимущественно, сейчас рыбу привозную. Но неплохую. «Вся рыба, которая продается в Крыму, имеет сертификаты качества, если вы приобретаете продукт в специализированном магазине, то вполне можете его затребовать», — отметил Владимир Гайдаенко, руководитель отдела организации воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов Госкомитета по рыболовству Республики Крым.
Тем временем, в Крыму не оставляют надежд на подъём собственной аквакультуры, видимо, уже преимущественно, морской. Есть программа создания и поддержки комплексов, занимающихся разведением и выращиванием промыслово-ценных видов гидробионтов. На это из госбюджета выделяется 200 млн руб.
Смотрите также:
- «Спекуляция, вот и всё». Кто «накручивает» цены на продукты в Крыму? →
- Украина боится правды. О довоенных названиях и «двойных» указателях →
- Суп жидкий, жемчуг мелкий: считают ли крымчане себя бедными? →