Дорога в тишине. Неслышащий крымчанин мечтает попасть на Эльбрус

Сергей Никифоров и его жена Сусанна. © / Сергей Никифоров / Из личного архива

Жест «путешествие» довольно простой: нужно приложить согнутый средний палец к открытой вверх ладони и покачать ею перед собой — как будто вы решили убаюкать свою правую руку. «Палатка» — сложить ладони домиком, немного развернув их к собеседнику. И отпустить вниз, рисуя в воздухе те самые очертания дома.

   
   

Что ж, с этим минимумом уже можно если не общаться, то вставлять свои реплики в разговор бывалых путешественников. Людей, которые наслаждаются общением с природой в полной тишине.

Учил готовить — и женился!

Фото: Из личного архива/ Сергей Никифоров

Знакомьтесь: Сергей Никифоров и его жена Сусанна. Общаться с ними журналисту «АиФ-Крым» помогала сурдопереводчик Елена. Сергей организует пешие походы для глухих, он глава симферопольского турклуба «Бивуак». Путешествие – его страсть.

Впервые Сергей попробовал себя в спортивном ориентировании на туристическом слёте двадцать лет назад. Это настолько увлекло, что он еще на протяжении семи лет участвовал в соревнованиях.

«Но всё-таки хотелось бы наслаждаться природой, а не бегать на время, — улыбается Сергей. — Когда дома «заедает быт», появляются проблемы, стоит выйти на природу — и у тебя нет оков. Тяжело не идти, а возвращаться из походного в привычный ритм. Но греют воспоминания о тех местах где побывал. Любимое моё место — южный склон Демерджи, нравится водопады Джур-Джур и Козырёк, что под Севастополем. Чатыр-Даг я посещаю часто, в выходные стараюсь найти время».

«Да, Чатыр-Даг — у него первая любовь, а я вторая!», — тут же комментирует Сусанна.

Со своей женой Сергей познакомился в походе. Она, типичная горожанка, привыкла к готовить на газовой плите, и в походе её стряпня всё время подгорала. Сергей учил девушку правильно готовить на костре, и… увлёкся как-то, осознал, что она — та самая, единственная.

   
   

Часто неслышащий человек оказывается иностранцем среди обычных людей — практически никто вокруг не знает языка жестов. Поговорить о своих переживаниях или как прошёл день можно лишь с такими же, как сам. Когда родители Сергея поняли, что их сын не слышит, они решили переехать в Симферополь из Феодосии — чтобы у него была возможность учить язык жестов и продолжать обучение в школе. Отец и мать сами тоже выучили язык, но всё же основное общение проходило не среди родных, а в школе. Специальность Сергей получил востребованную: электротехник, сейчас трудится на заводе, где производят сварочное оборудование.

С собой в поход Сергей часто берёт сына — с ним тоже можно поговорить на языке жестов, иногда в лесу помогает с переводом и общением. «Бывает, сын расспрашивает о местах которые мы проходим, я ему рассказываю, — говорит Сергей. — Ему очень нравятся места с историей. Очень внимательный слушатель. Бывает, услышит что-то в лесу, зверя какого, спрашивает меня — а я-то тут не помощник! Вот и приходится ему самому определять».

Один хорошо – два лучше

Правила поведения вдалеке от цивилизации как и для слышащих, так и для глухих, одинаковы. Но опасность заблудиться для неслышащего туриста всё же выше. Поэтому ходить по лесу — только группой. Если, например, человек провалился в яму, упал и получил травму — как позвать на помощь? В общем, главное — не разбредаться.

Сергей обязательно посещает с переводчиком МЧС, для того чтобы зарегистрировать маршрут. А участникам похода подробно объясняет, как вести себя, если возникла нестандартная ситуация.

«Как мы взаимодействуем? — переспрашивает Сергей. — Идём с полчаса «верёвочкой», после — перерыв: обсуждаем, отдыхаем. Затем двигаемся дальше. Когда дорога позволяет, идём рядом и разговариваем. Но иногда разбредаемся, чтобы пофотографировать. Ночью никто не расходится, все в строю, как солдаты. Потому что фонари — у ведущего и замыкающего. На стоянках у нас достаточно развлечений. У обычных туристов — гитара, песни. А глухих — загадки и игры, рассказы, анекдоты. Есть ребята от которых ждут баек, очень уж хорошо выходит».

Во время походов неизбежны встречи — с группами, одиночками, местными жителями. Это научило находить общий язык. «В одном из походов нас было пять человек. Все очень проголодались, встали лагерем, набрали дров, и во время сбора сучьев встретили компанию ребят, — вспоминает Сергей. — Один из них, подвыпивший, начал говорить с нами. Я показал, что никто не слышит. Он ушёл, а я продолжил готовить. А он возвращается с листом бумаги, на котором написано: «Приглашаем к нашему столу!». Я отнекивался: мол, вот уже у нас закипает. Но всё же уговорили, у одного из туристов был день рождения. Тяжеловато было общаться, перепиской и пантомимой. Но все были доброжелательны, мы сдружились и общались потом».

Фото: Из личного архива/ Сергей Никифоров

Кстати, о еде в походах: она особенная — то ли от того ты проделываешь большую работу, то ли от костра. Все сходившие по маршруту с  Сергеем, сразу добиваются от него рецептов, потом пробуют воссоздать их дома. Но говорят, так вкусно не получается.

Путешествия в молодости помогли себя найти, считает Сергей Никифоров. «Слепить» характер, обрести уверенность. Двадцать лет назад, вспоминает он, были очень большие компании, проводились туристические слёты. Но потом, взрослея, многие его ровесники обросли жирком, им стало труднее даже на время расстаться с комфортом. А Сергей по-прежнему уверен, что секрет оптимизма и бодрости — в ногах. Даже, если нужно пройти сквозь весь город, он всегда выбирает пеший путь. 

В Крыму неслышащий путешественник уже всё исходил. Теперь мечтает попасть на Кавказ — на Эльбрус, например. Или пройти по Алтаю и Байкалу. Главное — найти подходящую компанию.

Смотрите также: