Мементо мори: крымчанам предлагают альтернативы обычному погребению

В августе этого года в Крыму заработал крематорий. Его появление не то чтобы назрело — его ждали последние пятнадцать лет. Как он может повлиять на сложившуюся ситуацию с кладбищами, может ли такое погребение уменьшить расходы, которые несут семьи при похоронах близких? Эти вопросы наши читатели адресовали вице-президенту Союза похоронных организаций и крематориев России по Республике Крым и Севастополю Михаилу Ремезу.

   
   

Единственный в стране

— Обычный человек не так часто сталкивается с похоронами и не очень ориентируется в деталях. Какие услуги оказывает крематорий?

— В разных городах погребения с кремацией составляют от 30 до 90% от общего количества. В России вокруг каждого крематория существует инфраструктура, предполагающая, что близкие умершего могут получить в одном месте все услуги — от хранения тела до покупки ритуальной атрибутики. Но в Крыму построен единственный в стране крематорий II типа, где проходит только технологический цикл. Задумано было, что все остальные услуги люди, потерявшие близкого человека, получат в других местах.

— И что получилось?

Смерть — это горе. И часто близкие просто не в состоянии адекватно воспринимать то, что происходит вокруг. И похоронами занимаются друзья, дальние родственники. И этим пользуются те, кто навязывает свою услугу. Они, получая информацию, звонят в первые же часы, если не минуты после смерти. Визитку «похоронщиков» может подсунуть медработник. В такой момент никто из близких не сядет выбирать компанию, сравнивать цены, они воспользуются той информацией, которая под рукой. И потом это вырастает в похороны за 30, 50, 70 тысяч рублей.
Когда люди, желавшие кремировать близких, обращались к нам, заказы на всевозможную ритуальную атрибутику мы переадресовывали партнёрам. И вот, стали поступать звонки от крымчан: мол, как же так — у вас на сайте написано, что кремация стоит 6,5 тысяч, а с нас содрали 13 тысяч! У вас обнародована стоимость доставки тела из Ялты 5 тысяч — а тут предлагают за 15…

— То есть, обычные люди страдают от чьей-то жадности?

— Ну, да, похоронные компании воспользовались случаем и стали «накручивать» вдвое и втрое за те услуги, которые оказываем мы! Только представьте, каким бременем всё это ложится на семью, потерявшего близкого человека. Ведь есть ещё, так сказать, услуги неявные, за которые деньги просто вымогают. Донести от машины до могилы, опустить в могилу… Напишут в чеке на услуги, что грузчиков два — и приезжают на ялтинское кладбище на горе, куда только на руках и можно гроб доставить. Грузчики сразу: нет, вдвоём не справимся, дайте ещё денег, подмогу позовём! 
Но если только официально «накрученные» похоронными компаниями деньги считать, то выгоды кремации сходят на нет. Одна из задач нашего инвестпроекта — снижение стоимости услуги погребения. Поэтому мы решили, что впредь будем сотрудничать только с добросовестными партнёрами. 

   
   

Возможны варианты

— Специальный транспорт с табличкой «ритуальный», мы время от времени видим на улицах. А можно ли осуществлять перевозки в каком-то другом?

— Вопрос транспортировки тоже важен. Однажды заехал в крематорий, глазам своим не поверил: гроб стоял в каком-то древнем разбитом грузовике! Иногда привозят усопших на машинах, которые не обозначены как ритуальные: их просто наняли разово. И у меня есть подозрение, что завтра в этой машине людей повезут — на экскурсию, например. Или продукты. Ведь предприниматель рассуждает, что машина должна быть постоянно задействована. Я не понимаю, почему у крымчан нормальным считается перевоз гробов неспециализированным транспортом. 

— Наверное, такие машины должны дезинфицировать?

— Не думаю, что такую дезинфекцию делают, или проводят добросовестно. Считаю, стоит сказать ещё об одной нашей новой услуге. Мы приобрели установку по обеззараживанию. 

— Её использование может как-то помочь людям, у которых, скажем, скончался пожилой родственник и это обнаружили, увы, не сразу?

— Да, она как раз предназначена для помещений. И уже было несколько обращений из Крыма, мы выезжали для обработки квартир. После неё требуется выждать час, прежде чем заходить в помещение. Мы даже можем предлагать обработку машин коллегам, которые оказывают услуги по перевозке на похоронах.

— В Крым люди приезжают на отдых, но иногда и туристы умирают здесь. Сложно ли транспортировать тело?

— И сложно, и дорого — десятки тысяч рублей, и цена выше в зависимости от расстояния. Но до недавнего времени других вариантов просто не было. Ещё в августе вырисовалась такая особенность: примерно 15% кремированных были приезжими из-за пределов Крыма. Ехали к родным, на отдых… К сожалению, смерть запланировать невозможно — происходят несчастные случаи, ДТП, случаются обострения заболеваний. 
И родственники оказываются перед необходимостью транспортировать тело, а это очень большие деньги. При таких трагедиях, получается, кремация стала выходом. Некоторые сами забрали урны с прахом, кому-то мы отправляли их по почте. 
А «крымская география» тоже удивила: с начала работы крематория обращались люди из всех крымских городов, даже из Феодосии и Керчи. Пока по частоте обращаемости статистика такая: 30% — из Симферополя и района, столько же — из Севастополя, больше 20% — из Ялты. Из той самой, замечу, Ялты, которая уже задушена своими кладбищами и которая «завернула» строительство крематория на своей территории.

— Что делать, если родственники умершего живут в разных городах и спорят о месте захоронения?

— В этом случае оптимальным решением станет кремация. Есть такая услуга: деление праха. Допустим, родственники умершего живут в разных городах страны, или вообще за границей. Бывает, что им трудно прийти к единому решению о месте захоронения. Тогда мы производим услугу, каждый получает урну с прахом. У нас уже было несколько случаев, когда одни родственники умершего уезжали на Украину, а другие оставались здесь. Мы делили прах, выдавали справки — оригинал и дубликат на две урны.

— Правда ли, что прах можно захоронить в уже имеющееся родственное захоронение?

— Если речь идёт о действующем кладбище, никто не может этому препятствовать. Учитывая ситуацию с разрастанием некрополей и перспективой ездить в разные концы города, а то и района, многие крымчане предпочли бы такую возможность.

Морская церемония

Погребение в море Фото: Музей мировой погребальной культуры

— В западных фильмах часто показывают непривычные для россиян похороны, когда прах развеивают где-то над горным ущельем или над морем. У нас такое возможно? Это разрешено законом?

— Однажды ко мне пришёл человек из Балаклавы и предложил использовать его катер. Дело в том, что Закон «О погребении и похоронном деле» предусматривает кремацию, погребение в земле и в… воде. 
Крым окружён морем. Среди старшего поколения связаны с ним люди самых разных специальностей — моряки, рыбаки. Да и, мне кажется, немало людей, которые жили в прибрежных городах и посёлках, хотели бы «морских» похорон. 

Сама церемония получается проникновенная и красивая, катер уходит далеко в море — так, что берег чуть виднеется. Прощание идёт в тишине, спокойно, никто никуда не торопится. Есть время вспомнить о человеке много хорошего, сказать тёплые слова, или просто помолчать — молчание в горе тоже сближает.

Я бы ещё сказал, что такие похороны ничем не грозят экологии: урна из биоматериала растворяется в воде за короткое время. Она сразу уходит на дно, поскольку предварительно утяжеляется.

— Если продолжать идею западных традиций: люди там часто оставляют «последнюю волю», это часто касается и того, как они хотели бы быть погребены. У нас такое возможно? Как это можно сделать?

— Да и в России есть такая возможность. В Новосибирске, например, человек может даже написать сценарий собственных похорон, указав, каким должен быть обряд, вплоть до выбора цветов и приглашённых на церемонию. 

Пожилые люди нередко собирают деньги «на смерть», чтобы облегчить траты родных, пытаются дать указание, во что одеть, что сделать. И часто от них отмахиваются: дескать, не думай о плохом! А кто-то вообще не нажил детей, или пережил их, или не верит в их порядочность…
Мы уже сейчас предлагаем заключение договоров о кремации и погребении. Они двух видов: безоплатные — когда у человека нет причин предполагать свою кончину в обозримом будущем. Он просто фиксирует своё желание относительно процедуры. Ну, и по другим договорам можно оплатить услуги по действующим тарифам. Когда бы ни произошло печальное событие — услуга будет оказана, и ничего доплачивать не придётся. Участников такого договора несколько: клиент, наша компания и одно или несколько доверенных лиц. Это близкие люди, которых выбирает клиент, они обязуются в случае смерти доверителя сообщить об этом факте в нашу компанию.
Не нужно отбрасывать саму возможность распланировать то событие, которое обязательно, рано или поздно, произойдёт с каждым из нас. На Западе это распространено, и там даже провели исследование, которое показало: люди, предусмотревшие всё на случай смерти, живут дольше. Может, потому, что не волнуются и не переживают об этом.

Справка
По данным Министерства ЖКХ РК, площадь кладбищ Симферополя составляет 115,95 га. В муниципальной собственности 3 действующих кладбища. Свободной территории — 4,1 га, там хватит примерно на два года. Дополнительно запрошено выделение 25 га земли. Летом этого года Министерство имущественных и земельных отношений» РК приняло решение передать Сакскому району участок под организацию кладбища общей площадью в 34 га. Острее всего ситуация на Южном берегу Крыма — там из-за дефицита земли, плотной заселённости и природного рельефа, кладбищам просто некуда расширяться. В одной лишь Большой Алуште на учёте числятся 28 кладбищ, из них действующих — 14.

На правах рекламы

Смотрите также: