С мая по октябрь Крым всегда жил под девизом: «Больше, больше, ещё больше!» Успешность каждого курортного сезона по сей день измеряется количеством приезжих. Стоит сказать, что многие из них правы, когда критикуют крымский сервис, цены и многое другое. Но и сами порой не лучшим образом относятся к месту, где отдыхают.
Следы на скалах
Мусор — да. За залежи «летнего мусора» по бухтам и привлекательным для «дикого» отдыха местам побережья, ответственность крымчанам следует разделить с «материковыми» курортниками.
«Можно сказать, что стали больше мусорить, я разговаривал с коллегами из других регионов, и они сталкиваются с теми же проблемами, — отмечает крымский гид, действительный член Русского географического общества Иван Коваленко. — Люди приезжают со всем своим — продуктами, необходимыми вещами (в том числе разового использования), устраиваются на побережье с палатками. А потом всё ненужное просто выбрасывают, оставляют на месте мусорные кучи, даже не позаботившись о поиске контейнера».
Более странными выглядят разнообразные самодеятельные акции, которые устраивают приезжие. Недавно в соцсетях обсуждали двух туристок-художниц из Мурманска. Они путешествовали по Крыму и… оставляли крупные надписи на скалах. В фоотчётах, посвящённых этому своему вандализму, ещё и радовались: вот, мол, как «наследили» по всему Крыму! Негативная реакция на эту наскальную живопись, правда, туристок впечатлила настолько, что одна из них, Вероника Вологжанникова даже обратилась с открытым письмом. Она объясняла концепцию своего проекта и заверяла, что рисунки, сделанные темперой, сами сотрутся через какое-то время. Но художница, «самовыражаясь» явно не думала об эффекте «Кисы и Оси» — когда рядом с уже сделанной надписью в считанные дни и недели возникает множество новых. Помните, ведь идея запечатлить имена на скалах Остапу Бендеру пришла после того, как он увидел множество «автографов».
А севастопольцев очень удивил неизвестный турист, который свой автомобиль припарковал… на крыше командного пункта береговой батареи № 623. Не смутило туриста ни само сооружение — памятник истории, ни табличка на нём.
«Понятно, что туристы другие начали ехать, — говорит Иван Коваленко. — Приезжие с хамским, пренебрежительным отношением к местным традициям, обычаям, достопримечательностям, встречаются абсолютно везде. Но чаще я замечал больше конфликты, когда система отношения к туристу давала сбой — чаще это реакция на хамство с другой стороны».
Скандал и преференция
Вот по поводу жалоб на сферу услуг — разговор особый. Нарекания от туристов часто имеют под собой основания. Но ведь бывает и наоборот.
«На отдых приезжают самые разные люди, некоторые ведут себя неадекватно, — рассказала председатель Ассоциации малых отелей Крыма Наталья Пархоменко. — Скандалистов обычно 5% из общего потока, их видно при первых минутах общения. Они ведут себя вызывающе, кричат там, где можно, просто поговорить. Или требуют какого-то особенного к ним отношения, просто потому что хотят этого. Часто это люди неуровновешеные, или они пытаются выместить свои неудачи нападками на обслуживающий персонал. Игнорировать это нельзя, но предлагать какие-либо дополнительные услуги или компенсации нельзя. Существует такая категория: туристы-аферисты, которые стараются выторговать себе преференции или скидки вызывающим поведением».
Существуют правила, права и обязанности отельеров, с которыми должен быть ознакомлен постоялец. А если, что-нибудь случилось, то владельцу легко отстоять свою правоту в суде. Более того, каждый отельер может выселить отдыхающего, грубо нарушающего правила пребывания. В этом ему поможет или охрана или полиция.
Почему-то самые дешёвые места, где принимают гостей, нередко ассоциируются со сложными в общении клиентами. Но владелица хостела в Судаке Наталья Кириченко уверяет: всё в точности наоборот. «Многие в хостелах останавливаются потому, что им нравится общение и атмосфера, — делиться она. — Приезжают как люди с достатком, так и те кто ищет варианты подешевле. В хостелах останавливаются не социопаты. Наши клиенты все доброжелательные».
По её словам, владельцы жилья в частном секторе, предлагая цены ниже, чаще выслушивают претензии от отдыхающих. Просто потому, что не определён жёстко набор услуг и не прописаны условия проживания, с которыми турист мог бы ознакомиться ещё до поездки. А так он представляет тихий домик в пяти минутах ходьбы от моря — а приезжает в густо заселённый старый дом с общим туалетом во дворе.
Крымчане, имеющие дело с туристами, считают, что сезон получился неплохим: во всяком случае, спрос на отдых эконом-класса был высоким. А счёт по претензиям туристов и принимающей стороны всё-таки пока не в пользу хозяев.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть