Крымчанкам уже не предлагают больших денег за границей?

Валерий Христофоров / АиФ

2 декабря отмечается Международный день борьбы за отмену рабства. Подсчитать, сколько крымчан, соблазнившиеся обещаниями вербовщиков о «хороших деньгах» за последние два с лишним десятилетия отправились за границу, невозможно. Как и то, сколько из них сгинули без вести, погибли, вернулись, искалеченными физически и психически.

   
   

Как раз десять лет прошло с тех пор, как в Крыму начали расследование первого уголовного дела, связанного с торговлей людьми. И до этого время от времени появлялись пострадавшие, но сами потерпевшие боялись выступить против вербовщиков и рабовладельцев, да и законодательство не позволяло основательно «прищучить» их. Хотя статья «Первое уголовное дело в Крыму, связанное с торговлей людьми, было возбуждено в отношении группы, вывозившей за границу крымчанок по поддельным документам, — рассказал «АиФ-Крым» Павел ПЕТРОВСКИЙ, полковник юстиции, заслуженный юрист  Крыма. — У преступников, которые продавали крымчанок в турецкие бордели, была своя логика: куда денется девушка с поддельным паспортом? Она не сунется ни в консульство, ни в местную полицию».

Так получилось, что главарей, организаторов торговли «живым товаром», наказать не получилось. Мать и дочь, в своё время переехавшие из Крыма в Турцию и возглавившие криминальный бизнес, достать так и не удалось. Тогда на полуострове у них были замечательные связи — от прокуратуры и суда до местных бандитов.

«Живой товар» они подхватывали уже на турецкой земле, хотя внешние данные нескольких девушек оценивали в Симферополе. Иногда специально для будущей «работницы» разыгрывался целый спектакль. Вербовщик, искавший своих жертв в сельской глубинке, обещал им хорошую работу в Симферополе. Девушки, подумав, ехали с ним, якобы на встречу с директором фирмы. Внушительная строгая дама вызывала доверие, она искренне сетовала на то, что соискательница места чуть-чуть опоздала, вакансия уже заполнена. Но, подумав, предлагала работу получше — в своём турецком филиале и даже обежала помочь получить загранпаспорт побыстрее, взяв все хлопоты на себя.

Иногда вместо солидной дамы на сцену выступала её дочь, мама маленького мальчика, она сочувствовала претендентке на уже занятое место — и предлагала работать у себя, няней. Ведь в Турции, объясняла она, няни — неграмотные старухи, а хотелось бы иметь рядом молодого и энергичного человека.

«Техника получения поддельного загранпаспорта была несложной: у жительниц разных регионов Украины под какими-то предлогами вербовщики брали на время обычный паспорт, вклеивали туда фото крымчанок, — объясняет Павел Петровский. — И с ним девушка шла получать документ, дающий право на выезд за границу».

Установить удалось несколько потерпевших девушек — тех, кому удалось вернуться. И судили не организаторов, а двух вербовщиков: за участие в подделке документов, организации переправки людей через границу по этим документам. Получили вербовщики реальные сроки лишения свободы, один — без малого пять лет, другой — шесть.

   
   

Сейчас, как сообщили «АиФ-Крым» в управлении Следственного комитета РФ по Республике Крым, в производстве дел о торговле людьми нет.

нелегалы Фото: УФМС по ЯО

Кстати

Как ещё использовали крымчан торговцы «живым товаром»:

- Нескольких жительниц полуострова — в качестве живых инкубаторов: «влюбленные» мужчины вывозили их в свою страну, убеждали, что мечтают быть отцами, дожидались появления малышей — а затем требовали депортации женщин, с которыми «не сошлись характерами».

- Известен случай, когда в секс-рабство попали двое молодых мужчин из Крыма, им обещали работу программистов.

- Мужчин активно вербовали на сельхозработы в Испанию и Португалию, на стройки в Польше, на лесозаготовки в РФ. Немало их вернулись без денег, получив травмы и обратный билет.

- В Крыму тоже выявляли рабовладельцев, которые заставляли работать на стройках и в общепите граждан Узбекистана и Таджикистана.

Справка
Средневековый Крым славился своими рынками. В том числе и крупнейшим в Европе базаром в Кафе, где продавали людей. В середине XV века цены на сильных и здоровых мужчин-невольников начинались от 800 серебряных акче — за эти же деньги можно было купить три-четыре десятка овец. Цеан на женщин сильно зависела от их возраста, внешности, владения каким-то ремеслом, дряхлых, больных и малолетних невольников продавали и за 200-300 акче.

 

Смотрите также: