В темноте сразу ощущаешь себя беспомощным. Как будто она растворила все навыки и умения. Даже шагнуть страшно — а ну наткнёшься на что-нибудь. Но вот тебя берут за руку и ведут. Уверенно, спокойно. И ты знаешь, что твой проводник —незрячий.
Вереница «кротов»
Комнаты изолированы, группа внутри находится в полной тьме. Это немного отличается от «путешествия» просто с завязанными глазами, когда пытаешься «схватиться» за малейший проблеск. Наш гид Максим Красный активно ведёт беседу, пока мы пытаемся привыкнуть к отсутствию света и понять, куда двигаться. «Временно ослепших» собрали в ряд, дали по трости и пустили вдоль стены. Чтобы очутиться на импровизированной автобусной остановке, пришлось пройти мостик, бордюр и попытаться соориентироваться в пространстве. Я то и дело натыкаюсь на хрупких соседок, которым не хотелось бы отдавить ноги. И получаю «ответку» — ощупывающие тычки в бок. В подобные неловкие ситуации попадают и незрячие.Необычный проект, своего рода «музей наощупь», теперь есть в Симферополе. Каждая из его пяти комнат оборудована по-особенному. Одна похожа на рынок, другая — на улицу, третья — с экспонатами, которые отпечатали на 3D-принтере. А гиды в мире без света — слепые люди.
«Я как-то налетел на девушку, а она на меня давай кричать, — делится недавним происшествием Максим Красный. — Мол, куда прёшь, даже не заметила, что я — с тростью. Очень зол был: ведь мог её травмировать, или она меня могла. И это кто ещё из нас сослепу на другого наткнулся: она просто шла и… писала сообщения на телефоне, ничего не видела».
Мы идём дальше. Мозг пытается «транслировать» знакомые образы в темноту, но там —также всё без просвета. Вот уже и к трости привык, название у неё хорошее — тактильная.
Максиму без такой — никуда. Он потерял зрение в два года, не осталось никаких воспоминаний о зрячем периоде. Он трудился на различных предприятиях, пока его не пригласили в проект.
«Ребята постепенно вливаются в процесс, — рассказывает руководитель проекта «Мир наощупь» в Симферополе Екатерина Матвеева. — Если зрячий не обращает внимание на передвижение в пространстве, то гидам нужно было выучить, как добраться до их нового места работы. Все порожки, переходы, заборы, стены, парковки, подъёмы. Очень долго, порядка полутора месяца, они учили все маршруты. Для них это — дополнительный заработок, они очень рады тому, что можно пообщаться друг с другом, познакомиться с новыми людьми».
Как пощупать Херсонес
На полу по периметру каждой комнаты — резиновые полосы, направляющие. В теории такие должны быть и на улицах, в общественных местах. Благодаря им, незрячие люди могут свободнее перемещаться. Мы продвинулись дальше — к залу с небольшими экспонатами, которые можно потрогать. Принялись активно обсуждать: что же то такое и неловко отдергивать соприкасающиеся руки. Мы сейчас — слепые, как кроты, ориентируемся лишь на голос провожатого. Может, проще ориентироваться по запахам? Они тоже есть, свои для каждой комнаты. Скажем, условная жилая комната встречает сдобным духом, а рынок — специями.
«Здесь мы впервые узнали, как выглядит симферопольский аэропорт, — говорит Максим Красный. — В миниатюре, правда. Ведь чтобы «увидеть» что-либо, нам нужно ощупать предмет или объект. Некрупные вещи мы можем представить — форму, материал. А тут появилась возможность потрогать мини-копии знаменитых крымских достопримечательностей. Из макетов узнали, что представляет из себя Херсонес Таврический и другие объекты».
Незрячих гидов пока шестеро, в будущем планируется открытие всё новых вакансий для таких людей. Теоретически, «музей наощупь» — место встреч, общения. Организаторы планируют проводить свидания, дни рождения в темноте. И даже экспресс-свидания, когда за пять минут люди в темноте общаются между собой. Проект, по словам Екатерины, поддержало правительство Республики Крым. Одна из задач «Мира на ощупь» — привлечение внимания к проблеме доступности городской среды для инвалидов.
Слово за слово, вопрос за вопросом — и тут мы продвигаемся к долгожданному выходу. Свет! Он кажется невероятно ярким. Восхищённо таращим глаза, пока за нами закрывает дверь гид. Он остаётся там, в темноте.