Экзотический улов. Крымский рыбак поймал в Чёрном море тропическую фугу

Ядовитый улов

Каждый севастополец знает, что делать с попавшимся на удочку или в сеть необычным морским обитателем: его несут в ИнБЮМ. На днях в институт попали сразу два «пришельца» одного вида. Один экземпляр мертвой рыбы фугу обнаружился у входа в Южную бухту в районе Графской пристани. Вторую рыбу, живую, пойманную ручным сачком, принес местный рыбак. Он рассказал, что та плавала в нескольких метрах от берега, у поверхности воды, была малоподвижная. Видимо, температура моря — а она упала до +13 градусов, была для нее некомфортной.

   
   

«Я возвращался из командировки из Турции и только стал доступен в мобильной сети, как меня ошарашили новостью о поимке… фугу, — рассказал «АиФ-Крым» заместитель директора ИнБЮМ по научной работе Александр Болтачёв. — Существует несколько видов рыбы фугу. Тот, который был обнаружен в Севастопольской бухте, в русском переводе — среброщёкая рыба-жаба, обитает в тропической зоне Тихого и Индийского океанов и около десяти лет тому впервые был обнаружен в восточной части Средиземноморского бассейна. За короткий срок вид достиг высокой численности и является нежелательным вселенцем в Средиземноморье».

Но волноваться о том, что этот вид начнёт процветать в Черном море, не стоит. Зимой для него здесь слишком холодно, а условия не подходят для размножения.

Фото: ИнБЮМ

Учёные в недоумении

Однако открытым пока остаётся вопрос: как фугу — две рыбы длиной 57 и 66 см, весом, соответственно, 1,8 и 2,1 килограммов, попали Севастополь? Проникновение с балластными водами, уверены учёные — это что-то из области фантастики. В Крыму таких крупных рыб этого вида в аквариумах не содержат, да и привезти их фактически невозможно. Может быть, рыбы приплыли «своим ходом»?

Оставалось пройтись по… севастопольским ресторанам, специализирующимся на приготовлении экзотических блюд. Там от фугу открещивались: мол, никто не готовит эту рыбу — блюдо получилось бы слишком дорогое и опасное. Как известно, во внутренних органах этой рыбы содержится сильнейший яд — тетродоксин, так что разделку фугу японцы, почитающие этот деликатес, сравнивают с работой ювелира. Кстати, в Европе после череды отравлений блюда из фугу вообще запретили.

Интересно, что в прежние годы рестораны уже подбрасывали «морские загадки» учёным. Можно вспомнить, например, историю с обычными пресноводными раками, которых ловили в… Балаклавской бухте. Оказалось, что работники одного из ресторанов, сортируя доставленных раков, просто выбрасывали некондиционную мелочь прямо в море. А раки выжили и приспособились к новой среде обитания.

   
   

«За последние 15 лет около побережья Крыма нами обнаружены 24 вида рыб, причем 10 из них ранее в Черном море не регистрировались, — сообщил Александр Болтачёв. — В основном, это мелкие донные виды из семейства бычковых. Есть три прекрасных промысловых вида из семейства морских карасей, два из которых — дорадо и сальпа, сейчас нередкая добыча крымских подводных охотников».

А ещё в ИнБЮМ приносили таких экзотических для Чёрного моря обитателей, как средиземноморскую барракуду, тропическую рыбу-бабочку, тихоокеанского голубого краба.

Достаточно регулярно «гости» из далеких морей и океанов наносят визиты в Чёрное море. Большинство – не по своей воле. Случается, что начинающие аквариумисты «выпускают на волю» своих питомцев, или те «приплывают» с балластными водами кораблей.

И каждый раз предсказать, чем обернется для обитателей Черного моря соседство с новым жильцом, очень сложно. Пришельцы уже не раз влияли на численность старожилов, вносили коррективы в пищевые связи, и, в конечном итоге, это отражалось на промысловых видах черноморских обитателей.

Смотрите также: