Поджигатели вольные и невольные. О самых крупных лесных пожарах в Крыму

Три миллиона гектар леса погибли в Сибири в огне. Военные и спасатели пытаются обуздать границы пожара и не дать ему перекинутся на населённые пункты, а следователи выясняют причины возгораний и отсутствие на них должного реагирования.

   
   

Земля и воздух

Крымские леса сейчас занимают немногим больше десяти процентов площади республики — всего около 290 тысяч гектаров. Сравнивать с лесами Сибири, конечно, смешно. Но именно поэтому для полуострова важен каждый гектар

Пожары в лесах Крыма возникают не от невнимательности, а, скорее, наоборот — от повышенного внимания со стороны человека. Особенно в хвойных лесах Южного берега Крыма: достаточно непотушенного окурка или брошенной спички, чтобы высокая подушка опавшей хвои вспыхнула, как порох. 

Чаще всего сильные лесные пожары происходят как раз в августе, когда природа «устанавливает» идеальные условия для этого — сушь и жару.

В хронике самых крупных трагедий значится пожар, что вспыхнул в августе 1971-го в Ялтинском горно-лесном заповеднике. Он стоил жизни двум курсантам военного училища, привлечённых к тушению. В 1993 году на территории этого заповедника огонь охватил 459 га, а пять лет спустя он бушевал на 107 га. Тогда жертвами пламени, которое усмиряли десять суток, стали только две автомашины, в том числе и пожарная. А в 2007 году по причине неудачно разведённого сигнального огня заблудившимся туристом, сгорели около тысячи гектар Ялтинского горно-лесного природного заповедника. Погибли лесник и его жена, прижатые пламенем к отвесной скале. Произведённый украинскими диверсантамив 2018 году поджог леса в Старом Крыму в прошлом году привёл к выгоранию 41 гектаров. 

Кандидат биологических наук, зоолог, крымовед и природовед Альфред Дулицкий
Крымский горельник, появившийся в результате большого пожара 2007 года в Ялтинском горно-лесном природном заповеднике, тоже постепенно восстанавливается. Конечно, нам хочется сразу видеть столетние сосны. Но так не бывает. Есть кустарники, есть молодые сосенки, другие деревья. Главное, что это — не чёрное зияющее пятно посреди леса, а вполне пригодная для жизни естественная среда. Это не значит, что лесные пожары не надо тушить: надо, и лучше это делать оперативно. Особенно в нашем маленьком Крыму, где нет «зелёного моря» деревьев и вообще лесов не так много.

Труднее всего бороться с огнём в горной местности. Если с верховым пожаром на труднодоступных склонах ещё можно бороться с помощью авиации, то тлеющую подстилку с воздуха не «пробить». Поэтому в дело вступают лопаты, вёдра и руки, и, главное, ноги пожарных. 

   
   

«Бывает, что кажется: ну вот он пожар, но добраться к его очагу с учётом горной местности и сложных рельефов крайне трудно, — говорит заместитель министра ЧС Крыма Максим Грамотный. — Помимо этого, нужно проложить рукава и организовать подвоз воды. Даже если пожар помогают тушить с воздуха, работы по ликвидации возгорания проводит наземная группировка».

В этом году по официальной статистике лесных пожаров произошло гораздо меньше прошлогоднего, и площадь их значительно меньше. Но за это лето высший — 5 класс пожароопасности, попеременно возникает в Белогорском и Симферопольском районах, не затрагивая значительные лесные площади. 

«Мы в этом году получили шесть малых лесопатрульных комплексов УАЗ «Фермер»и  распределили их в Старый Крым, Евпаторию и Симферополь, — рассказал начальник управления охраны, защиты леса и государственного лесного контроля Минэкологии Крыма Максим Сволынский. — Ежедневно специалисты патрулируют на УАЗах свои участки, и это дает результат. Во-первых, туристы при виде спецавтомобиля с надписью на борту «Лесная охрана» понимают, что за ними ведётся наблюдение, поэтому стараются не нарушать правила пожарной безопасности на природе, а во-вторых, патрулирование позволяет оперативно реагировать на обнаруженные пожары».

Корабли тоже «в деле»

Две пожарные автоцистерны, вместимостью по восемь тысяч литров, находятся на дежурстве в Евпатории и Белогорске. А Бахчисарайский лесхоз пополнил свой автопарк бульдозером для прокладки противопожарных разрывов и КАМаЗом-тягачом, необходимым для оперативной доставки спецтехники в ту или иную часть полуострова для тушения лесного пожара.

К контролю за пожарной обстановкой привлекли даже морские суда — проходя вдоль побережья поднимающийся дым видно, как на ладони, и координаты источника тут же передаются лесникам. Кроме того, ведется космический мониторинг: центральная база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» сегодня имеет возможность определять точку загорания с погрешностью до 0, 005 га. При получении информации со спутника, дается команда в подразделения в зоне ответственности которого зафиксирована точка возгорания, и уже на месте выясняется его наличие. Это действенная мера для оперативного реагирования в степных и малонаселенных района, поскольку там пожар не виден, пока не подойдет вплотную к населенному пункту. 

Сейчас, после уборки урожая, начался массовый выжег стерни. Большие хозяйства давно отказались от этой практики уничтожения на полях растительных остатков и перешли на органическое земледелие. Но мелких фермеров, а также садово-огороднические объединения, которые «дают огня», за полтора месяца инспекторы составили более 300 протоколов.

Крым ждёт засушливая и жаркая погода. Достаточно солнечного блика от бутылочного стекла, чтобы высохшая трава вспыхнула и ветер перекинул огонь на кусты и деревья. При всей системе мониторинга, пожарные будут благодарны за своевременную информацию о пожаре в лесах и степи. Ведь чем быстрее они успеют потушить огонь, тем меньше шансов, что он наберётся сил и придется привлекать дополнительные силы для его ликвидации.

Кстати
Самый сильный лесной пожар прошлого года начался во второй декаде августа в одном из самых сложных — с точки зрения тушения, месте: ущелье Уч-Кош под Ялтой. Подъездных путей нет, рельеф местности сложный. Именно отсюда начинались не раз серьёзные пожары. И почти всегда — по вине человека. Огонь при поддержке ветра мгновенно распространяется по склонам. В прошлом году с огнём боролись около 500 человек и 68 единиц техники. Для тушения пожара были задействованы три вертолёта Ми-8 и самолёт Ил-76 МЧС России. Пожарным понадобилось почти 500 тонн воды, чтобы, на первом этапе борьбы с пожаром, локализовать огонь.

Смотрите также: