До моря от села Весёлое, что под Судаком, - всего четыре километра. Ясный воскресный день 9 июля 1967 года многие весёловцы проводили на пляже. Внезапно небо стало затягивать тучами, пришедшими со стороны гор. Начал накрапывать дождь. Люди засобирались домой. Автобусного сообщения не было — из села за отдыхающими сельчанами отправили две крытые брезентом машины.
В западне
В тот день, 9 июля, первая машина забрала с пляжа детей из Днепропетровской области, отдыхавших в Весёлом. Во вторую набились местные жители: уже накрапывал дождь, всем хотелось уехать. Было очень много детей — взрослые отправляли их в первую очередь, чтобы те не промокли.
«Я тогда был шестнадцатилетним юношей, закончил девятый класс. В тот день отдыхал с друзьями на пляже, — рассказывает очевидец событий Александр Плетнёв. — Когда люди засобирались уезжать, мы поняли, что в машине уже нет мест, решили остаться и переждать дождь возле моря. Вдруг услышали рёв воды, он всё усиливался. Я посмотрел на русло канала и увидел поток: чёрный, стремительный, несущий деревья, кусты, виноградную лозу… И среди всего этого были видны головы людей».
«Увидев всё это, я бросился к реке, — продолжает Александр Плетнёв. — Бежал вроде быстро, но всё было как в замедленном действии. Подбежал, протянул руку к ближайшему человеку в потоке, но он не увидел — пролетел мимо. Тут за меня ухватилась какая-то женщина. Я стал тащить её на берег. Вода вымывала землю из-под ног. Приходилось всё время пятиться. С горем пополам вытащил пострадавшую на берег. Стали подбегать на помощь односельчане».
Поперёк потока упал подмытый селем столб. Людей било об него, и они исчезали под водой. Кустарник, лоза, обрывки проволочных креплений, вынесенные в море, скапливались у берега, образовывая целый остров — по словам очевидцев, не меньше метра толщиной и площадью почти в 50 метров. Обессиленные люди, которых выносило из русла, пытались ухватиться за этот пласт мусора, выползти на него. Но потоком воды их затягивало под «остров». Обратно без посторонней помощи никто не выбирался.
«Одну женщину мы держали — не пускали в море. Она кричала, рвалась спасать своих детей, которые тут же, стоя рядом, дёргали её за платье. Но она, в истерике, их не замечала, — вспоминает Александр Плетнёв. — На моих глазах погиб художник, который жил у нас в селе. Он выполз на пласт мусора, но в него врезалось бревно, ударило по голове. Человек потерял сознание, скрылся под водой и больше уже не показался».
Художник, кстати, сам бросился в море — спасать свою маленькую дочку, которая была в грузовике. Потом оказалось, что её к тому моменту уже вытащили — человек погиб напрасно.
«Что лежишь? Люди гибнут!»
Лишь на следующий день после случившегося к месту трагедии прибыл спасательный корабль. Водомётом разметали с берега наносы глины, ила и мусора — искали пропавших без вести. Водолазы прочесали дно вдоль побережья. Всю неделю каждый день в центре посёлка стояла машина с найденными телами. До сих пор точно не известно, сколько же человек погибло. По одним данным — 26, по другим — 22. А на памятнике, который спустя год установили недалеко от Весёлого, выгравирован список из двадцати имён. Пятнадцать из них — детские. Для села, население которого в ту пору составляло примерно 800 человек, такое количество погибших было невероятно большим.
«Было очень тяжело и страшно, — вспоминает очевидец Александр Демедюк. — Я тогда ещё в школе учился. Среди погибших были мои одноклассники, знакомые… Представьте, только вчера бегал с ними по селу, а сегодня их нет. Потрясение для всего Весёлого было очень сильное».
Вскоре после трагедии уволился директор совхоза — не выдержал. Люди обвиняли его в том, что он в своё время не построил безопасную дорогу к морю. Хотя руководитель его уровня тогда ничего не решал — такого рода проекты утверждались горкомом партии. Тем не менее один из жителей посёлка, чей ребёнок погиб в потоке, пытался застрелить директора из ружья. К счастью, соседи успели остановить.
Примечательно, что тогда местные СМИ о случившемся умолчали. Только радиостанция «Голос Америки» в одиннадцать вечера сообщила о трагедии в Весёлом, о том, что погибли люди.
Ребят из Весёлого — Николая Мелехова, Виктора Борисова, Надежду Борисову и Александра Плетнёва — впоследствии наградили медалями за спасение утопающих. Именно они одними из первых бесстрашно бросились на помощь пострадавшим. Анатолий Смолянинов был награждён посмертно.
Памятник жертвам селевого потока по-прежнему стоит всего в четырёх километрах от посёлка. Возвышается, вроде бы, у самой дороги, а обнаружить его не так-то просто: ступени, ведущие к площадке, почти совсем осыпались, а сам мемориал затянула стена густых деревьев. Но местные жители помнят о пережитой трагедии.
Мама судакского краеведа Татьяны Дерусовой — одна из немногих, кто оказался в той злополучной машине, но выжил. Она, тогда восьмилетняя девочка, ехала не в кузове, со всеми, а в кабине с водителем. Рассказывала, что не видела несущейся воды, только слышала страшный гул. А потом всё будто перевернулось. Шофёр успел выбросить девочку из кабины — так она и спаслась.
«Сели время от времени сходят и сейчас — после сильных дождей. Из недавних можно вспомнить в 2002 году и в 2004-м, — рассказывает Татьяна. — Но теперь есть дорога — по руслу никто не ездит. Её, кстати, построили буквально через год или два после трагедии. Однако прямо у выхода канала к морю теперь строят отели и пансионаты. Бизнесмены ничего не боятся. Как и отчаянные отдыхающие, которые ставят палатки рядом с высохшим руслом».
Смотрите также:
- Правда Коренченкова. Погибший военкор инфокорпуса ДНР был симферопольцем →
- Сбежавшие от войны. Как украинские переселенцы устроились в Севастополе →
- «Меня не кусала звезда». Как живёт актриса, сыгравшая Варвару-красу →