Ускорьте сами «скорую»! Почему бригады опаздывают на «сельские» вызовы

Драгоценные минуты теряются как раз вот так, в пути через ухабы и колдобины, в поисках дома, где «скорую помощь» ждёт пациент. А днём, кстати, ненамного лучше — во всяком случае, пока бригада пробирается по основным дорогам — водители не спешат уступать путь машине с красным крестом и проблесковым маячком. На равных ли сегодня жители городов и отдалённых сёл, которым понадобилось вызвать «скорую»?

   
   

Подскажите, как проехать

Основная проблема и претензии сельчан к скорой медицинской помощи — в том, что доезжает карета с бригадой медиков очень долго. Время прибытия «скорой» на экстренный вызов (когда жизни больного угрожает опасность) в удаленные населённые пункты и в городах составляет 20 минут. На неотложные же вызовы отведено время в два часа. Чтобы соблюсти этот временной промежуток база «скорой» должна находиться примерно в 20 километрах от населенного пункта. Но, чаще всего, они расположены дальше. 

Вот, например, село Войково Первомайского района, где живёт около полутора тысяч человек: в радиусе 40-50 километров нет бригад «скорой помощи». Это увеличивает время прибытия вполовину, если считать, что километр преодолевается за минуту.

«Это практически единственное место, которое настолько удаленно от бригад «скорой помощи», — сообщил «АиФ-Крым» заместитель директора ГБУЗ РК «Крымский Республиканский центр медицины катастроф и скорой  медицинской помощи» Андрей Алтухов. — Вскоре в этом районе должна появится наше подразделение, есть уже здание и необходимая техника. В целом, по структуре размещения, Крым очень корректно использует ресурсы, бригады размещены пропорционально населению и расстояниям, чтобы сократить время доезда». Есть, уточнил он, ещё один сложный регион — райцентр Раздольное. Отсутствие необходимого оборудования, вынуждает возить пациентов с острой недостаточностью кровообращения сначала в Евпаторию — на томографию, а потом в Джанкой.

Всего в Крыму 79 структурных подразделений Крымского республиканского центра медицины катастроф и скорой медицинской помощи. Существуют и пункты постоянного базирования, их по Крыму 41, хотя когда-то было около 60: количество баз сокращалось два последних десятилетия.

В целом, статистика прибытия в установленные 20 минут по неотложным и экстренным вызовам по всему Крыму составляет 85%. В остальных случаях бригады доезжают позже. «Скорая» выедет и доберётся туда, куда ее вызовут — правда дороги и сами жители сёл не всегда этому способствуют. Здесь проблемой остаётся отсутствие уличных указателей, нумерации домов, особенно в районе дачных участков. Нет ночного освещения. Водители «скорых» часто не могут подъехать к домам в сёлах Симферопольского района, перекрыты въезды на улицы шлагбаумами в Широком, Давыдовке и районе Фонтанов.

«У нас была ситуация, выехали на экстренный вызов: у женщины маточное кровотечение, — вспоминает главный внештатный специалист по скорой медицинской помощи Лидия Прохасько. — Добрались в село, где живёт пациентка — непонятно, где какая улица, на домах нет нумерации. Льёт дождь, дорога раскисла, машина просто увязла. Мы включили спецсигналы, ждали, что родные выйдут и увидят нашу машину. Удивительно, что люди забывают о том, что сами должны содействовать оказанию скорой медицинской помощи, это прописано в федеральном законодательстве. Если человек хочет, чтобы к нему доехали поскорее, пусть хотя бы напишет номер на заборе своего дома, поставит хотя бы самодельный указатель улицы».

   
   
Фото: АиФ-Крым

Есть распределение

Оснований в отказе в скорой медицинской помощи нет, но есть распределение вызовов на неотложные и экстренные. Например, высокая температура с судорогами — основание для немедленного прибытия бригады. Но обычное повышение температуры, артериального давления, болевой синдром при онкологических заболеваниях, приступ радикулита и другие состояния не представляющие угрозы жизни, перенаправляются в поликлиническую неотложную помощь.

«Экстренные вызовы бывают разные, порой человек терпит, звонит, говорит: «Поднялось давление!». Приезжаем — а там острый инфаркт миокарда, — приводит пример Лидия Прохасько. — Диспетчер, принимающий вызовы, фильтрует звонки, принимает решение, как скоро необходима бригада на месте. Но бывают случаи, которые сложно объяснить. Однажды, представляете, вызвали «скорую» потому, что… комар укусил в бровь. Ни аллергии, ни воспаления, бригада, которая прибыла, не зафиксировала». 

А в это время есть другие вызовы, кто-то получил травму, у кого-то — инсульт, жизнь человека зависит от того, насколько быстро прибудут медики. Кстати, загруженность различными вызовами иногда тоже может послужить причиной опозданий.

Сейчас в системе медицины катастроф республики работает около 2,5 тысяч сотрудников. Нехватка в кадрах составляет около тысячи человек, из них — 200 врачей, 300 фельдшеров. А население Крыма тем временем растёт. По словам Лидии Прохасько, не помещало бы добавить один пункт скорой медицинской помощи в районе Чистенького, который бы обслуживал и Перовский сельский совет. Население этого района выросло до 40 тысяч человек. Хотя такие вопросы решаться должны при самом деятельном участии муниципалитетов и местных советов. Одних рекомендаций медиков тут явно недостаточно.

Комментарий

Директор ГБУЗ РК «Крымский Республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» Сергей Астанкин:

— У нас нет проблемы с прибытием «скорой» вовремя. Всего сейчас работает 149 бригад, планируется добавить до конца этого месяца 6 бригад. Норма вызовов на одну бригаду — до 12 в день. В Симферополе может происходить и 14 вызовов, это может нарушать сроки прибытия. Бывает, что бригада просто не возвращается на базу целые сутки. Поэтому мы комплектуем новые бригады там, где это необходимо. Запросили 13 единиц техники, реанимобили и машины скорой медицинской помощи. Планируем завершить в этом году внедрение системы «Глонасс», что сократит необоснованные выезды, издержки и сложности в координации. Мы можем отслеживать, где какая бригада находится, и передать ближайшей машине вызов. С внедрением этой системы, надеюсь, исправим положение. Сможем решить проблемы в маршрутизации, координации на местности. Появится единый диспетчерский центр из которого будет осуществлять управление маршрутами. Думаю, до октября этого года мы справимся.

Фото: АиФ

Справка

Для вызова «скорой» недостаточно назвать адрес и данные пострадавшего. Диспетчер обязан задать ряд вопросов — чтобы оценить ситуацию, дать врачам наиболее полную картину происшедшего. В случае вызова к пациенту, находящемуся на улице, следует назвать общеизвестные ориентиры (перекресток улиц, административные здания и т.д.). Если пострадал неизвестный, попросят назвать пол и примерный возраст, а также причину вызова, перечислить предъявляемые жалобы пациента (если он в сознании). Вызов считается принятым, если диспетчер, получив полные ответы на  заданные вопросы, повторяет адрес, получает подтверждение его правильности, отвечает вызывающему: «Ваш вызов принят», называет время приёма звонка.

Кстати

Показания для экстренного вызова

  • ДТП;
  • пожары, падения;
  • потери сознания, судороги, острые нарушения сердечной сосудистой, дыхательной и нервной системы;
  • резкие ухудшения текущих заболеваний — например, гипертонический криз, приступ бронхиальной астмы, обострение психического расстройства, роды.
  • кровотечения и травмы, внезапный болевой синдром.

Смотрите также: