Тайны «города мертвых». Какие загадки таит в себе древний могильник Опушки

Древний могильник использовался людьми пяти разных культур © / Анастасия Стоянова / Из личного архива

Лошадь как друг человека 

   
   

«Хотите на лошадей взглянуть?» Но разве это в диковину — в древности коням положено было сопровождать в другой мир умерших хозяев. Некоторые вожди «уводили» с собой небольшие табуны.

В раскопе кипит работа: над расчищенной поверхностью возвышаются два лошадиных черепа, будто собранные из мозаики — костей и земли. Видны рёбра, лопатки. Скакуны — при жизни небольшие и невысокие, вовсе не жертвы. Скорее, друзья, похороненные с почетом. Участок могильника, как выяснилось, был отведён лошадям. «Мы их нашли уже с десяток, — рассказывает заместитель начальника экспедиции Анастасия Стоянова. — Никакой привязки к могилам людей нет: лошадей в сбруе уложили на брюхо, обложили камнями, чтобы сохранить вертикальное положение. Такое впечатление, что к ним проявили уважение, культ коня существовал у кочевников».

Могильник находится в Симферопольском районе, недалеко от современной Мазанки. Фото: АиФ-Крым

«Осторожно!» «Яма впереди!» К другим раскопам идти приходится, что называется, опустив очи долу. Некоторые ямы уже изрядно замаскированы травой, другие заметны с нескольких шагов. Могильник, занимающий около двух гектаров, напоминает место, где соревновались в своих умениях гигантские кроты. Это — следы мародёрских «изысканий».

Один из участков могиьльника был отведен лошадям. Фото: Из личного архива/ А.Стояновой

Первооткрывателями Опушек примерно полтора десятка лет назад стали грабители могил. Времена были такие: супруги первых лиц Украины щеголяли в древних украшениях, богатые коллекционеры открыто хвастались собраниями уникальных археологических предметов. Откуда? Да так, купили по случаю… В Крыму тогда мародёры копали древние могильники просто остервенело — спешили заработать.

Амулеты в виде египетских скаребеев и сфинксов. Фото: Из личного архива/А.Стояновой

«О том, что неподалёку от современной Мазанки Симферопольского района есть могильник, стало известно, когда местные дети забегали по улицам с костями — они их находили у разграбленных погребений, — вспоминает доктор исторических наук, руководитель археологической экспедиции Опушек Игорь Храпунов. — Разграблены были сотни могил».

Стеклянная бусина с изображением лица человека. Фото: Из личного архива/А.Стояновой

   
   

Примечательно, что здесь не только ни разу не задержали грабителей — напротив, когда-то «спустили на тормозах» нападение мародёров на археологов. Обычно, когда приезжала экспедиция, грабители отступали. Но в тот раз набрались наглости ночью залезть в уже открытую входную яму склепа, которую утром намеревались изучить археологи. Тогда у второго такого же склепа на следующую ночь поставили дежурных. Мародёры, обнаружив охрану, начали стрелять в членов экспедиции из ружья: потом археологи насобирали немало дроби. Ею, кстати, правоохранители даже не заинтересовались, зато оперативно объявили, что стреляли далеко от раскопок — местный житель, мол, опробовал охотничье ружьё. Преступления не было, археологам всё показалось.

В одном из склепов оказалось больше двух тысяч самых разных бусин. Фото: Из личного архива/А.Стояновой

Вместе кочевали?

Могильник Опушки использовался непрерывно почти пятьсот лет, начиная с I века до нашей эры. Он — такая же загадка, как и несколько других крымских некрополей в Бахчисарайском, Симферопольском, Белогорском районах. Ведь, казалось бы: есть могильник — где-то рядом должно быть поселение. И наоборот: найдено место, где жили люди — неподалёку ищи древнее кладбище. Искали археологи тщательно, но следов поселений не обнаружили. Одно из объяснений — что «хозяевами» могильника были кочевники. Они двигались по единому «закольцованному» маршруту, и всегда находились, как бы сегодня сказали, в шаговой доступности от того или иного места, отведённого для погребений.

Опушки непрерывно использовали почти 500 лет. Фото: Из личного архива/ Анастасия Стоянова

Тайна номер два: определённо вместе жили — точнее, кочевали, представители не одного народа. Самые древние погребения — огромные семейные склепы. Некоторые скелеты целые — значит, их оттащили с почётного центрального места вскоре после похорон, чтобы освободить место очередному покойнику. Другие рассыпаны: видимо, склеп долгое время был невостребованным, в сторону сгребали уже кости. «Такие склепы использовались носителями позднескифской культуры, — объясняет Игорь Храпунов. — Все они разграблены, в одном мы насчитали больше тридцати погребённых, в другом — свыше ста двадцати, в третьем — больше ста сорока. Хоронили здесь своих умерших не только скифы, но и сарматы, проникавшие в Крым и оседавшие здесь. Они использовали могилы другого типа — с нишей-подбоем. Мы находим характерные для сарматов наборы вещей, в том числе железные предметы, покрытые тончайшей золотой фольгой. Нашли один склеп — пока один, относящийся совсем к другой культуре — предположительно, аланской, представители которой пришли в Крым с Северного Кавказа. И, наконец, обнаружили каменный ящик с сосудом, заполненным обожжёнными костями. Такой обряд характерен для германцев. На днях расчистили ещё одно такое погребение».

Еще парочку амулетов. Фото: Из личного архива

Кстати, археологи нашли здесь и другой «германский след»: часть горшка со вставками из стекла. Такие были в ходу у этого народа, это первая подобная находка в Крыму.

Сейчас археологический сезон в разгаре, наверняка будут новые сюрпризы, новые находки — одни подтверждающие уже имеющиеся гипотезы, другие — задающие новые загадки.

Серебряные серьги с золотой фольгой и вставками из стекла. Фото: Из личного архива

Археологические культуры на могильнике Опушки:

  • Поздние скифы - I век до н.э. – III век н.э.
  • Раннесарматская культура – I в. н.э. - начало II века н.э.
  • Позднесарматская – вторая половина-конец II в. н.э. - середина III в. н.э
  • Аланы - IV век
  • Германцы - IV век

Примечательные находки:

  • Серебряные серьги с золотой фольгой и вставками из стекла.
  • В одном из склепов оказалось больше двух тысяч самых разных бусин.
  • Стеклянная бусина с изображением лица человека.
  • Амулеты в виде египетских скаребеев и сфинксов.

Смотрите также: