В этом году исполняется пять лет со времени открытия археологами необычной «коллекции». В Инкерманской долине, накануне прокладки участка трассы «Таврида» до Севастополя, началось исследование могильника, где было обнаружено почти семь десятков каменных изваяний — условных изображений человекоподобных фигур. Антропоморфные стелы на Крымском полуострове и раньше попадали в руки ученых, но никогда еще столько в одном месте. А каких каменных идолов разного времени еще находили в Крыму?
Рот не обязателен
Тот самый могильник, «подаривший» ценные находки, назвали Киль-Дере, хоронили там своих близких люди в I-IV веках нашей эры. Захоронения здесь посещали мародеры — причем и в древности, и в современности. Нетронутых погребений осталось мало. Но камни грабителей разных эпох не интересовали, да и попробуй, унеси такое «богатство»!
Самыми простыми надгробиями служили вытянутые вверх камни: одни со следами шлифовки, другие — в натуральном, природном виде. Другие побывали в руках местных скульпторов, им придавали силуэт человека и даже вытесывали «голову» и плечи. Более художественными были рельефы на плитах. Тут уже появлялись схематичные «лица» — иногда даже по два на одной: глаза, нос, кое-где даже линия волос. Рот изображался то ямкой — будто открытый, то маленькой линией, то вообще отсутствовал.
О портретном сходстве с конкретными людьми, конечно, говорить не приходится. Резчики работали по определенному канону, но привносили в него какие-то свои особенности.

Одно из самых примечательных вырезанных изображений — три фигуры в полный рост, с хорошо «прорисованными» лицами. У центрального героя имеется борода, он выше, и художник явно обозначил его как главного. И наделил его то ли серпом, то ли виноградным ножом, то ли просто изогнул руку в каком-то жесте.
Каменные изваяния из Киль-Дере ученые продолжают изучать, сравнивать с найденными в Крыму ранее.
Находка в погребении
Два года назад на некрополе Опушки в Симферопольском районе тоже нашли идола.
«Изваяние небольшое, сантиметров двадцать высотой, на котором было изображено человеческое лицо: рельефным орнаментом вырезаны глаза, нос — даже с ноздрями, — рассказала «АиФ-Крым» старший научный сотрудник отдела археологии раннего железного века Института археологии Крыма РАН Анастасия Стоянова. — Рот скульптор не изобразил. Был еще на идоле вертикальный штрих, который трактовать можно, как угодно. Например, как намек на «мужественность». Или это может быть вообще случайная царапина. Идол был найден в склепе IV века, типичном для варваров Крыма. Лежал он рядом с мужчиной — судя по остаткам костяка, при жизни мощного телосложения; при нем также был длинный меч».

Уникальность опушкинского идола в том, что он не обозначал место захоронения, а находился внутри склепа, среди погребального инвентаря. Имел небольшой размер — то есть, предназначался, видимо, для установки в помещении: святилище, на домашнем алтаре. Подобные фигурки, но керамические, раньше археологи находили — даже со следами краски. Особенно много их в поселениях Боспорского царства. Кто и для чего их делал, непонятно, но никогда их не находили в погребениях. А вот в святилищах — часто.

«И все-таки наш идол отличается не только по материалу, но и по «внешности», по стилю ближе всего к нему каменные рельефы из могильника Киль-Дере, — отметила Анастасия Стоянова. — Зачем такие изображения делали? Здесь любые рассуждения будут гипотетическими и не подкрепленными никакими аргументами: залезть в голову этим людям невозможно. Скорей, всего это изображения каких-то богов, духов, предков».
Кстати, у варваров предгорного Крыма были распространены маленькие бронзовые амулеты-подвески в виде человечков с растопыренными руками, слегка разведенными ногами и с... тщательно обозначенными признаками мужского пола. И находили такие фигурки всегда в погребениях женщин и детей: возможно, мини-идолы должны были защищать тех, кто слаб и уязвим.

Пляшущие человечки
Намного более «разговорчивыми» были надгробные плиты, оставленные людьми бронзового века. В прошлом году археологи отметили столетие стелы из Бахчи-Эли — ее обнаружили в этом предместье Симферополя. Предположительно, плита длиной более метра служила людям, жившим в середине III тысячелетия до нашей эры, алтарем, здесь совершали жертвоприношения. А тысячелетия спустя плитой закрыли могилу-кенотаф: такие сооружали тем, кто погиб далеко от родных мест.
На стеле, хранящейся в Центральном музее Тавриды, множество изображений: шагающие человечки, перевернутые — так изображали мертвых; выбиты рисунки мотыг, топоров, серпов, скота...

В 50-х годах прошлого века у села Казанки Бахчисарайского района трактористы вытащили каменную плиту.
«Присмотревшись повнимательнее, поняли, что это — очень грубое, примитивное изображение человека. Голова, нос, глаза, сложенные на груди руки, над ними — поясок, а ниже — две рельефные человеческие фигурки. На стеле были тщательно проработаны плечи, спина, талия», — описывал в одной из своих работ обстоятельства находки известный крымский археолог Аскольд Щепинский. Под «пояском» идола были вырезан фигуры двух людей, будто бы взявшихся за руки и исполняющих танец.

В 60-х, в урочище Ак-Чокрак, в десятке километров от Казанков, был открыт еще один идол, очень похожий. Только с заткнутой за «пояс» мотыгой, и человечки там «дружили» или плясали в иной позе — будто поддерживая что-то единое, каждый одной рукой.
Посетители Центрального музея Тавриды прямо от входа видят на площадке, откуда расходятся два «рукава» лестницы, огромного каменного идола. С обозначенной головой, глазами, носом, но без рта. Есть у него плечи, руки, которые будто «сложены на животе». Ниже — животные, похожие на лошадей, а сбоку — снова танцующие или что-то обсуждающие человечки. Одна рука каждого отведена к боку, вторая протянута к партнеру. Рисунок повернут, человечки будто лежат. А ниже, под выбитой в камне мотыгой — стоящие человечки с разведенными в стороны руками.
«Чтение» этого послания из начала II тысячелетия до нашей эры зависит исключительно от фантазии смотрящего. Ибо настоящий смысл мы вряд ли узнаем. Возможно, древние боги или духи «обязались» беречь в другом мире ушедших предков-союзников и охранять их потомков.