Аргументы и Факты
krym.aif.ru
Крым
Аргументы и Факты
krym.aif.ru
Крым
Примерное время чтения: 10 минут
637

Тайна «Шаумяна». Что нашла поисковая экспедиция в бухте Геленджика

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 21. АиФ-Крым №21 21/05/2025
Эсминец «Шаумян».
Эсминец «Шаумян». / Анна Севастьянова / кадр видео

Недавно в районе Геленджика прошла подводная экспедиция «Тайны морских конвоев-2025». В небольшом районе, который был обследован, лежат десятки судов, погибших во время Великой Отечественной войны. Море потихоньку «съедает» их, шторма «разбирают» на фрагменты. Многие из них в разное время «отметились» в проводимых в Крыму десантных операциях, сопровождении конвоев в осаждённый Севастополь. Во время погружений участники экспедиций нашли фрагменты корпусов, части механизмов, оружие, боеприпасы. Море потихоньку «съедает» затонувшие корабли, шторма разламывают. Именно поэтому надо торопиться с опознанием их, уточнением обстоятельств гибели. Каждый корабль, транспорт, катер — кусочек истории, часть важных событий.

Времени осталось мало

Вода на редкость прозрачная, хотя дно в Геленжикской бухте песчаное, и от малейшего движения поднимается вихрь песчинок. Но все равно не сразу понятно, что вот эти, обросшие водорослями обломки — части погибшего корабля. И вот эти — издалека похожие на камни, «зацементировавшиеся» в светло-серой скорлупе отложений. Вблизи понятно: части обшивки, детали механизмов. Обломок автомата ППШ — рыжий от ржавчины, снарядная гильза — будто выбеленная. Небольшие рыбки вьются рядом с тем, что когда-то было кораблем...

Фрагмент автомата ППШ.
Фрагмент автомата ППШ. Фото: кадр видео/ Анна Севастьянова

Это — видеосъемка эсминца «Шаумян», которому с начала войны довелось поучаствовать в установке минных заграждений, затем — в охране транспортов, которые шли из осажденной Одессы и обратно. «Шаумян» доставлял оружие и солдат в обороняющийся Севастополь. С Крымским полуостровом эсминец связывает и участие в нескольких десантных операциях: Керченско-Феодосийской в конце декабря 1941-го, Судакской в январе 1942-го и в Алуштинской в том же году.

На месте крушения эсминца «Шаумян».
На месте крушения эсминца «Шаумян». Фото: кадр видео/ Анна Севастьянова

«Шаумян» уцелел во время военных операций, но в апреле 1942 года, во время перехода из Новороссийска в Поти, сел на мель недалеко от Геленджика, и через какое-то время затонул. Атаки немецкой авиации и зимние штормы разрушили корабль. То, что еще лежит на дне, может стать ценными экспонатами для музея. От инструментов до фрагментов самих судов и даже приведенного морем в негодность оружия.

«Еще 15-20 лет — и суда, которые сейчас лежат на дне, просто исчезнут, — объясняет организатор экспедиции, председатель правления региональной общественной организации «Батарея 29БИС» Республики Крым Александр Елкин. — Они разрушены, но большинство повреждений, которые мы фиксируем, нанесены не людьми, а... временем. Вопрос о том, надо ли поднимать что-то оттуда, дискуссионный. Для нас важно идентифицировать затонувший объект. И сделать это можно по фрагментам, которые были промаркированы».

Кстати, иногда море проявляет удивительную «доброжелательность», сохраняя некоторые вещи. Например, бумагу. Во время этой экспедиции такие чудеса не происходили, но в практике Александра Елкина был случай, когда со дна моря подняли... небольшую библиотеку и лоции. Это было в Керченском проливе, когда шло исследование затонувшего ТК-35. Карты были сильно повреждены, а вот 17 книг, пролежавшие десятилетия под слоем ила, сохранились. Это были, в основном, фронтовые издания военного времени — повести, рассказы, стихи. Несколько томиков серии «Фронтовая библиотека краснофлотца» 1942-1943 годов издания. И — дореволюционная книга: «Евгений Онегин», увидевшая свет в 1887 году.

Эту книгу несколько лет назад подняли с затонувшего катера!
Эту книгу несколько лет назад подняли с затонувшего катера! Фото: Личный архив / Александра Шестирикова

«Но самым ценным оказались карандашные пометки на полях сборника стихов, найденном без обложки, там сохранились карандашные пометки, сделанные командиром и датированные 1943 годом, — вспоминает Александр Елкин. — Они — о взысканиях для членов команды. Видимо, бумаги под рукой не было, и так командир отмечал, кто какую оплошность допустил, и как был наказан. На другом объекте мы находили карту с проложенным курсом катера. Причем как раз в одной из точек по линии движения корабль и погиб».

Факт
В практике подводных исследователей был случай, когда корабль идентифицировали по... щетке, найденной на затонувшем катере. На ней были выжжены фамилия и инициалы члена экипажа: Маевский Д.К. Установили, что старшина 1 статьи Маевский Дмитрий Куприянович был в составе экипажа на катере ТКА-35. Служивший во время войны во 2-й бригаде морских катеров ЧФ Александр Колесников оставил воспоминания о гибели ТКА-35, подбитого у Эльтигена в ноябре 1943-го вражеским артогнем. И писал о том, как спасали команду: «Двоих подняли удачно, а третий, старшина 1-й статьи Маевский никак не может вскарабкаться на борт. Ему в это время было уже больше сорока лет. Мы, вместе с радистом Каплуновым и боцманом Кухаренок, подхватили его под руки. Но безуспешно. Поднять на борт не можем. И тут он говорит: «Да тяните меня за волосы!» Мы все рассмеялись... У него на голове волос нет — лысина. Все-таки вытащили...»

А по одёжной щётке однажды удалось идентифицировать катер.
А по одёжной щётке однажды удалось идентифицировать катер. Фото: Личный архив / Александра Шестирикова

Важно опознать

Нечасто, но сохраняются на затонувших объектах и человеческие останки. Если находятся они в относительно герметичном помещении и были погружены в слой ила. Фридайвер из Севастополя Анна Севастьянова, установившая несколько рекордов погружения с задержкой дыхания, без оборудования, участвовала в этой экспедиции.

«Останков мы не находили, здесь, судя по всему, нет условий для их сохранения, — поделилась она. — Но вообще опыт такой у меня имеется. Тогда у меня было много энтузиазма, хотелось максимально помочь. Погружалась в Керченском проливе, там работала экспедиция, в которой я принимала участие. В сравнении с дайверами я мобильнее, отсутствие оборудования позволяет легче проникать во внутренние помещения, в закрытые пространства. И вот на этом корабле я пыталась найти что-то на полу. И до глубины души, до каждой клеточки своего организма, была поражена тем, что руками касаюсь останков! Людей, которые жили, дышали, радовались...»

В этот раз, прибыв к месту работ, Анна упросила пустить ее первой в место гибели судна. Во-первых, на такое погружение, без баллонов и акваланга, не надо никаких разрешений; во-вторых, очень хотелось «прикоснуться к истории». Она даже сделала несколько погружений в гидрокостюме без перчаток.

На месте крушения эсминца «Шаумян».
На месте крушения эсминца «Шаумян». Фото: личный архив/ Анна Севастьянова

«Как раз к «Шаумяну», — пояснила она. — Некоторые его части находились на глубине в два метра, другие лежали глубже. Самая «глубокая» моя находка с этого эсминца была поднята с одиннадцати метров. У морского поисково-исследовательского центра «Черномор», куда поступали находки, есть специальное оборудование для бережной очистки артефактов, много лет пролежавших на дне. А мы были сосредоточены на поиске предметов, на которых могло быть что-то написано. И как раз сейчас идет работа по очищению от наростов, окаменелостей, водорослей того, что поднято».

Находки: эти предметы пролежали на дне больше восьмидесяти лет.
Находки: эти предметы пролежали на дне больше восьмидесяти лет. Фото: Личный архив / Анна Севастьянова

Члены экспедиции разделились на группы, каждая из которых обследовала несколько объектов, иногда по каким-то они действовали вместе. В основном, работа шла у мест гибели катеров.

Во время экспедиции с одного из них была поднята часть аппарата для запуска торпед — она с номером, по которой корабль идентифицируют. Зачастую известные координаты гибели не совпадают с местонахождением судна. Дело и в примерном их обозначении, и в неизвестных обстоятельствах гибели, и в штормах, способных переместить судно.

«Интересный был катер, участвовавший в высадке десанта в Эльтигене — АКА-76, — привел пример одного из прошлых поисков участник экспедиции, специалист по архивно-поисковой работе Александр Шестириков. — Он был с реактивными установками вроде «Катюш». В районе, где мы работали, пропало два таких однотипных катера, второй — АКА-96. Была найдена и поднята реактивная установка с номером 0022. Она сейчас хранится в Севастополе. Была проведена архивная работа, найдена фотография военного периода с фотографиями... повреждения во время боев реактивных установок того самого АКА-76. Даже с подписью, где указывался номер. Так вот, катер этот должен был находиться в районе Эльтигена, под Керчью. А нашли его недалеко от мыса Панагия, километрах в двадцати».

Ночью катер отправился на перезарядку — и попал на минное поле. Как там оказался — загадка. Или был приказ отойти от места боя, или во время сильного шторма заглох двигатель, а ветер и течение унесли корабль в опасное место.

Справка
Экспедиция «Тайны черноморских конвоев-2025» организована Краснодарской краевой общественной организацией «Морской поисково-исследовательский центр «Черномор», региональной общественной организацией «Батарея 29БИС», РО «Поисковое движение России» в Краснодарском крае. Проходила вблизи от Геленджика — одной из важных баз при переброске боеприпасов и военных подразделений на Крымский полуостров и в Новороссийск. Военные быстроходные катера не только конвоировали транспортные караваны, но выходили на различные боевые задания. Они гибли в результате атак немецких самолетов и торпедных катеров. Их обнаружение и идентификация во время экспедиции 2025 года на маршруте Геленджик-Новороссийск дополняют уже имеющиеся сведения и вносят новые данные в летопись боевых действий в Черном море.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах