Холодно, мелкий надоедливый дождь. А чем выше в гору поднимаешься, тем более пронизывающей становится сырость. Но — надо шагать вперёд. Стыдно не шагать. Потому что впереди идёт человек, которому во много раз тяжелее - ведь он несёт 50-килограммовую штангу.
«Кто, куда, чего ради?»
Машин на дороге немного, но те, что едут мимо, притормаживают.
«Это что?» – высовывается из окна водитель «Нивы».
«Штанга», — привычно и даже как-то устало откликается группа поддержки крымского силача Джамшида Исматуллаева.
Но мы идём и идём. Серпантин дороги закручивается, с каждым витком мы всё ближе к плато. Нелегко даже просто идти, на коротких остановках посторонний, наверное, с трудом бы определил, кто именно нёс штангу: всё тяжело дышат и разминают ноги.
Наша дорога начиналась с водопада Учан-Су. Здесь собрались друзья и близкие, решившие поддержать рекордсмена. Прохладное утро уже намекнуло, что наверху ничего хорошего не ждёт: дождь, снег, морозный ветер. Но отступать уже поздно. Проверяем снаряд, зажимы — чтобы «блины» штанги не скатились. Потом — небольшая разминка, и в путь! Преодолеть предстоит 18 километров. Нам — налегке, Джамшиду — с тяжёлым грузом. Каждые пятьсот метров — минутная пауза, когда штанга «отдыхает» на земле.
Пять километров пройдены за час, силач набрал отличный ритм.
«Чего такие серьезные? – улыбается Джамшид. — Лучше послушайте анекдот!»
Перерыв в несколько минут — на небольшой перекус: жена силача, Софие, приготовила ватрушек с запасом, на всех. Вся родня сегодня переживает, особенно мама, всё не может привыкнуть к тому, что сын увлекается экстремальными видами спорта.
Заметно похолодало. Да и скорость подъёма уменьшилась. Угол наклона дороги увеличивается, на некоторых участках он поднимается до 15 градусов. Проезжающие на машинах припадают к окнам, заметив на серпантине спортсмена со штангой. Другие и вовсе останавливаются: пожелать удачи.
Финальный отрезок после десяти пройденных километров оказался самым тяжёлым. Штанга на плечах Джамшида заметно кренится влево. Лицо сечёт мелкий лёд из свалившихся на плато облаков, а порывы ветра лишают равновесия. Перерывы участились и стали дольше. Куртка, уберегающая спортсмена от снега и холода, вся промокла изнутри.
Наверное, в этом и есть смысл — испытать себя. После испытаний, даже когда тебе плохо, ты знаешь, что всё будет в порядке. Ты развиваешься, раскрываешь в себе новые качества. Это ощущение спокойствия и уверенности
Что сказать себе
«Честно, я хотел бросить штангу, и сказать всё, хватит, — признался потом Джамшид. — Меня уже буквально выворачивало. Хотя я заранее рассчитал свой путь и готовился к нему. Знал, на что шёл. Вся борьба шла внутри меня. Погода, конечно, добавила трудностей. Такое впечатление, что внутри всё замёрзло. Но, наверное, в этом и есть смысл — испытать себя. После испытаний, даже когда тебе плохо, ты знаешь, что всё будет в порядке. Ты развиваешься, раскрываешь в себе новые качества. Это ощущение спокойствия и уверенности».
Путь от водопада Учан-Су по серпантину, который, кстати, не раз принимал раллийные гонки, длился 6 часов 15 минут. В моём рюкзаке была вода и кое-какие припасы. В целом он весил килограмм пять. Но и этого было достаточно, чтобы почувствовать себя вымотанным.
Вы можете сказать: а как же туристы или, скажем, геологи, которые на спине тоже тянут ого-го какие рюкзаки? Суть в том, что если тяжесть в рюкзаке, вес распределяется достаточно равномерно по всему телу, каждая мышца получает свою нагрузку. Когда мы поднимаем штангу выше пояса — нагрузка осевая, требующая равновесия. Приходится держать весь вес на плечах. Давление — на спину, и при каждом шаге оно увеличивается и уменьшается. Включаются мышцы о которых мы редко вспоминаем — стабилизирующие. Это похоже на то, как пытаться приседать на одной ноге и держать равновесие. Ошибка может обернуться травмой.
На подготовку к восхождению на Ай-Петри ушло три месяца. Динамические и кардио-тренировки должны были упростить подъем. Но во время одной из них Джамшид получил травму. Тут встал вопрос не только о предстоящем рекорде, но и о участии в соревнованиях (в которых, кстати, Джамшид стал мастером спорта в пауэрлифтинге). Но это силача не остановило.
Джамшид уже шесть лет увлекается передвижением различных грузов на расстояния. Первым в его послужном списке стали пожарные машины. Из года в год рекорды становились все серьёзней. Одним из таких стал 500-тонное судно, которое он протянул в паре с Эльбрусом Нигматулиным.
«Всё это я делаю ради детей, — говорит Джамшид. — В моей акции посыл: будьте сильными, будьте красивыми! Всем в жизни нужен пример. И не просто спортивного достижения, а того, как добиваться цели».
Но мы дошли! Точнее, дошёл Джамшид. И — никаких криков «Да! Я сделал!», лишь облегчение человека, добравшегося до цели.