В Симферополе прошла выставка моделей самолетов — настоящий «парад крыльев». Ее особенность в том, что каждый из самолетов, представленный своими миниатюрными объемными «портретами», так или иначе связан с Крымом.
Часть «ядерного щита»
У каждого из нас было детское увлечение. Вот и кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Крымского федерального университета Сергей Скоробогатов когда-то собирал модели самолетов, потом вроде как вырос и появились другие интересы... А в 90-х случилось побывать на нескольких выставках моделей.
«Это был уже совсем другой уровень погружения, и я снова загорелся, — вспоминает он. — В модельном клубе прибился к компании людей, которые предложили мне показывать свои модели и участвовать в выставках. Владимир Дружин, Сергей Воротников и Геннадий Мищенко помогли понять, что надо не только клеить и собирать, но и показывать людям. И — рассказывать об истории авиации в Крыму».
Теперь детское хобби стало частью профессии и помогло защитить диссертацию по истории авиации Крыма. Большинство моделей масштаба 1:72 создано из готовых деталей, но каждая все равно требует «доводки» руками, покраски согласно историческим сведениям.
Сейчас Сергей Скоробогатов является хранителем общей коллекции авиамоделей, в которой уже почти 600 экземпляров. Несколько раз в год в музеях, выставочных залах, в вузах и школах, на территориях общественных организаций «приземляются» авиамодели и приходят люди, которым они интересны.
Самая большая модель — «Илья Муромец». Не тот четырехмоторный бомбардировщик, что построен был авиаконструктором Сикорским и взлетел в 1913 году, а современный модернизированный ракетоносец Ту-160. При чем здесь Крым? «Муромец» 121-го гвардейского Севастопольского Краснознаменного бомбардировочного авиационного полка возглавлял воздушную часть парада Победы 9 мая 2014 года, над Крымом и Севастополем. И главное, в период Великой Отечественной войны этот полк принимал участие в обороне и освобождении Крыма.
Не только молодежь, но поколение их родителей вряд ли смогут ответить, что такое «Кузькина мать». Ну, может вспомнят, что ею грозил лидер СССР Никита Хрущев американцам. Но на выставке она тоже была — модель термоядерной авиационной бомбы рядом со своим самолетом-носителем Ту-95В.
А у Крыма, между прочим, долгая и интереснейшая история участия в испытаниях ядерного оружия. На полигоне у поселка Багерово в Ленинском районе летчики учились бомбометанию, сбрасывая боеприпасы без ядерной начинки. Самолеты отсюда вылетали и на полноценные испытания на Новую Землю.
В небо за мечтой
Звание самой «исторической» модели — за бипланом «Ньюпор». На таких учились летать первые российские авиаторы. В 1910 году два самолета пролетели над Севастополем, а год спустя их видели над другими крымскими городами.
И в Севастополе многие пилоты-первопроходцы стали легендами. Петр Нестеров, чьим именем названа одна из фигур высшего пилотажа. Константин Арцеулов, придумавший вхождение в «штопор» и выход из него — это спасло жизнь не одному летчику. Дмитрий Андреади, Виктор Дыбовский, Михаил Ефимов, Вячеслав Ткачев, Сергей Уточкин — эти и многие другие пилоты прославили авиацию Российской Империи.
Выставку моделей самолетов Сергей Скоробогатов приурочил к 105-летию крымчанина, дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана. Вся его жизнь — это рассказ о том, как сказка стала былью, и человек нашел свое призвание.
«Я, когда говорю об Амет-Хане Султане, всегда напоминаю: сама жизнь его к другому готовила! — пояснил Сергей Скоробогатов. — Был ведь у него простой и понятный путь. Мог остаться в родной Алупке, работать в колхозе. Мог в Симферополе, куда отправился учиться, остаться слесарем железнодорожного депо. Но он, однажды увидев летящий над морем самолет, решил, что будет летчиком — и мечту свою осуществил. Потом был военным летчиком, испытателем».
Самолеты на котором он впервые поднялся в небо в симферопольском аэроклубе, стал истребителем в Каче, сбил тараном первого противника, воевал над Сталинградом, освобождал Крым, окончил войну в Берлине и другие, представлены на выставке.
В одном полку вместе с Амет-Ханом Султаном во время войны летал еще один симферополец, герой Советского Союза: Александр Вильямсон. Позже он стал командиром полка, и один из самолетов назвали в его честь: точная модель этой машины тоже есть в крымской авиаколлекции. Здесь же представлены модели Крымских летчиков: Владимира Луцкого, Михаила Мальченко, Николая Зацепы, Виктора Ерошенко, Веры Белик.
Авиамодели времен Великой Отечественной войны — это очень наглядная демонстрация всего, что летало над Крымским полуостровом. Полная картина авиационных сил немцев и их союзников: самолеты венгерские, румынские, хорватские, и другие — самолеты пяти вражеских стран действовали в Крыму.
Все, что летает
На Douglas C-54 «Skymaster» на Ялтинскую конференцию прилетели президент США Теодор Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. Встречали их на военном аэродроме в Саках, откуда они последовали на Южный берег с остановкой в Симферополе.
«А этот американский бомбардировщик В-24 был в Крыму в июне 1944 года, приземлился в Евпатории, — рассказал Сергей Скоробогатов. — члены экипажа принимали участие в траурных мероприятиях при перезахоронении в Евпатории останков Николая Токарева. 6 июня 1944 года, в день открытия Второго фронта, он погиб в воздушном бою, защищая Крым, и евпаторийцы его тайно похоронили. Только после освобождения города его останки перенесли в центр Евпатории».
Газета «Красный Крым», описывая похороны, писала, что процессия растянулась на несколько кварталов.
Кстати, во время войны советские летчики освоили американский истребитель «Белл P-39 Аэрокобра», воевали на них при освобождении полуострова. В последнее десятилетие было найдено несколько таких самолетов, числившихся погибшими или пропавшими без вести. Один из них подняли с морского дна. Самолет с впечатляющей военной биографией погиб уже в мирное время. В июле 1945 года пилот — младший лейтенант Владимир Шишкин, во время тренировочного полета вынужден был приводниться: возникла неисправность в моторе. Летчик смог выбраться и добраться до берега.
«Аэрокобру» — точнее, фрагменты самолета, сбитого в декабре 1943 года, нашли в соленом озере Тобечик. Обломки такого же истребителя отыскали и под Севастополем.
Одна из редких моделей на выставке — советский учебный самолет У-2, который во время войны пришлось превращать в ночной бомбардировщик, транспортный, связной и санитарный самолет.
Вот копия спортивного самолета, выигравшего до войны соревнования по перелету по маршруту «Москва-Севастополь-Москва». И он, и его «товарищи» тоже участвовали в боевых действиях. В весне 1942 года дефицит самолетов в осажденном Севастополе был таким, что в бой отправляли все, что летало. Спортивные самолеты вооружили пулеметами, но все, что они могли — расстреливать немецкие прожекторы на позициях врага.
Современные военные самолеты — и наши, и украинские, тоже представлены. Есть несколько иностранных самолетов-разведчиков, в том числе копия натовского U-2, на котором выполнял задание американский летчик Френсис Пауэрс в 1960 году. По заданию ЦРУ он вторгся в воздушное пространство СССР, был сбит во время полета. Катапультировавшегося летчика судили и приговорили к десяти годам лишения свободы за шпионаж.
А модель одного из нынешних воздушных натовских шпионов Сергей Скоробогатов сделал по фотографии.
Не только самолеты
Есть в крымской авиаколлекции и вертолеты.
«Практически на всем, что представлено в виде моделей, летал в Афганистане, — сообщил ветеран-афганец Сергей Пашевич. — не в качестве пилота, конечно, а как члена боевого экипажа, пассажира. Все эти вертолеты показали там свои прекрасные качества. Все знают, что в гора воздух разрежен, летать там небезопасно. Но мужество наших летчиков и прекрасная техника спасли в этой войне много жизни. Пилоты рисковали собственными жизнями, и приземлялись на такие площадки, куда, казалось, просто невозможно посадить машину».







