Изменения в Жилищный кодекс РФ, утверждённые в начале апреля, возвращают собственникам жилья право напрямую заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями.
Пишут «наверх»
Нововведения позволят разрушить мошеннические схемы, где при участии управляющих компаний средства за потребленную электроэнергию, газ, воду и теплоснабжение не доходили до производителя. Какие еще нововведения появились в регулировании услуг по управлению многоквартирными домами?
Начальник инспекции по жилищному надзору Республики Крым Ирина Кондратюк подтвердила, что в последнее время очень много претензий к работе управляющих компаний, их квалификации, сервисам, добросовестности и качеству выполнения услуг. По её словам, сотни обращений и жалоб приходят на качество услуги отопления.
Управляющая компания (УК) остается первой в приёме обращений и жалоб от жильцов даже при прямых договорах, как и ответственной за ликвидацию мелких аварий. Но если она собирает платежи и допустила двухмесячную задолженность и более, что доказано в суде или актом сверки, то ресурсная компания «автоматом» переходит на прямые расчеты с жильцами. Если УК продолжает присылать жильцам платёжки, то материалы направляются в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела по факту мошенничества с персональной ответственностью руководителя.
«Новый стандарт управления введён постановлением правительства РФ №331 от 27 марта, — добавила Ирина Кондратюк. — В том числе, он касается раскрытия информации — а жалоб на ее отсутствие много. В постановлении разъяснено, что информация должна располагаться на стендах, поскольку многим людям она удобна в таком виде».
Заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Крыма Магомед Магомедов посетовал, что его ведомство завалено жалобами от населения. «Мы не занимаемся вопросами ЖКХ, а занимаемся отписками жалоб. Люди жалуются на некачественное оказание услуг, либо на их неоказание вовсе, — указал замминистра. — Сделайте диспетчерскую службу, если у вас большое количество домов: нужно, чтобы человеку было куда позвонить. Поставьте своему инженеру задачу, фиксировать жалобы и записывать в журнал — чтобы люди перестали писать наверх».
Куда уходят деньги?
Анатолий Петров пояснил, что законодательная стандартизация работы управляющих компаний наступит только в следующем году. Пока отсеиваются те компании, которые получили лицензии, но не работают.
Уже в апреле лицензионная комиссия рассмотрит выявленные факты нарушений управляющими компаниями требований законодательства. В основном они касаются небезопасного проживания в доме, которое могло причинить вред жизни и здоровью людей. Но в целом 70% компаний оказывают услуги на 22 балла из 25 возможных.
Процедура аннулирования лицензий такая: по результатам заседания лицензионной комиссии инспекция по жилищному надзору получает основание обратиться в суд с иском. Первое такое решение принято в Керчи, поскольку управляющая компания «Рембытсервис» не реагировала ни на жалобы жильцов, ни на предписания инспекции. Как только решение суда вступит в законную силу, оно станет прецедентом для Крыма. Дело в том, что сейчас суды склонны смягчать наказание для нарушителей лицензионных условий, особенно если они устранили нарушения до решения суда. Но теперь у жилинспекции появились полномочия при грубых нарушениях штрафовать управляющие компании напрямую. И даже… дисквалифицировать главу администрации муниципального образования за нарушения при установлении размеров оплаты за коммунальные услуги и не проведение конкурсов по управлению домами.