Саки — один из популярных курортов Крыма, расположенный на западном побережье полуострова, в 20 километрах от Евпатории. И сегодня его прибрежная часть оказалась под угрозой.
Ещё можно что-то сделать, дабы три из девяти сакских пляжей не напугали туристов. Огородить сеткой или забором места с опалубкой и торчащей арматурой, убрать и вывезти — а не потихоньку сбросить в море — строительный мусор. На это недавно Сакская администрация решила выделить 400 тысяч рублей.
Но всё равно гостей встретит неширокая полоса песка и крупный щебень за ней. И ещё резко обмелевшее море с песчаными островками. Это те потери, которые город уже понёс. А будут и другие.
Почему так вышло и можно ли что-то сделать, разбирался «АиФ-Крым».
Деньги в воду?
Прокладывать набережную решено было прямо по песчаной полосе вдоль моря. Проект предусматривал подсыпку берега — так, что прибрежная полоса продлилась бы. Заодно изменились бы границы пятисотметровой защитной зоны, где запрещена застройка. Это та самая «вторая линия», которая ближе к шоссе.
Набережная в Саках — один из проектов федерально-целевой программы развития Крыма (ФЦП). В декабре подрядчик, получивший 285 миллионов рублей за выполненные работы, ушел, бросив стройку. Деньги с него взыскивают через суд.
Как отметил депутат Сакского горсовета Геннадий Литовченко, строители возвели бетонную подпорную стену на одном из участков запроектированной набережной, и остановили работы. «В результате под угрозой общедоступные пляжи, пляж базы отдыха «Прибой», «Голубой волны», пансионатов, — перечислил он. — А мы выделяем из городского бюджета деньги, чтобы привести в порядок всё, что испортили строители».
Государственных денег жалко.
Но брошенная стройка дала возможность сакчанам оценить уже наступившие и грядущие последствия возведения набережной.
«Проект принимался на общественных слушаниях, — рассказала «АиФ-Крым» член группы собственников базы отдыха «Прибой Елена Гутевич. — Допускаю, что много вопросов по существу не было задано, люди, возможно, не поняли до конца, как технически будет реализовываться строительство. Мы считали, что песчаная полоса не будет затронута. Но набережную повели прямо по пляжу, оставив от него полосу в двадцать метров вместо ста двадцати. Но самыми тяжёлыми оказались последствия для экологии. Только на одном из пляжей море вымыло метров 25 песка на высоту метр тридцать. На других пляжах потери поменьше, но ведь каждый метр драгоценный».
Что будет дальше
Такое впечатление, что проект сакчанам преподнесли злейшие враги.
Дело в том, что в мире уже в начале 1980-х отказались от практики заковывания в бетон песчаных берегов. Это нарушает процесс свободной циркуляции песка. Он во время штормов уносится в ускоренном режиме: волна ударяется о бетон и создаёт сильнейший возвратный поток. А вот возвращение песка происходит неравномерно: где-то он намывается, а с других участков смывается навсегда. Кстати, если одновременно с возведением бетонных конструкций идёт добыча песка, процесс ускоряется. По словам общественников, песок с сакских пляжей не просто использовался при строительство опорной стены, но ещё и продавался на сторону.
Член инициативной группы жителей города Саки Марина Коваленко сообщила, что в той прибрежной полосе, где была начата стройка, отмечено обмеление моря. Теперь можно брести по колено в воде десятки метров. Такое обширное мелководье может обернуться цветением воды и обилием медуз.
Самое печальное, что местные учёные, изучающие процессы, которые происходят на побережье Крымского полуострова, предупреждали о последствиях. Ещё на стадии обсуждения перспектив возведения набережной. Но их мнение во внимание не приняли.
«Проектом участок береговой полосы разделён на три части, центральный участок запланирован с выдвижением в сторону моря на 45 метров, — рассказал научный сотрудник отдела гидрофизики шельфа Морского гидрофизического института РАН Владимир Удовик. — Но любое выдвижение в море считается крайней мерой. Это не просто дорогостоящее строительство, но и всегда значительные последствия для экологии. То, что произошло, может показаться «цветочками» по сравнению с последствиями от уже завершённой стройки. «Ягодки» — это две буны длиной по 115 метров каждая. Это сразу приведёт к блокировке перемещения наносов вдоль берега. Тогда следует ожидать значительного размыва пляжей к северу от сооружения. А в перспективе — к деградации всех пляжей к северу от центрального участка. И, кстати, евпаторийцы «спасибо» тоже не скажут, поскольку процесс затронет и их берег».
Это случится, если искать нового подрядчика и продолжать строительство по уже утверждённому проекту. Новый проект потребует выделения денег, поиск новой трассы и, возможно, выкупа участков. Если же «похоронить» проект, потребуется искать средства на то, чтобы демонтировать уже построенное.
Но, кажется, это будет меньшее из зол.