У информационной войны есть свои фронты. Ближайший к Крыму — очень незалежная и крепко обидевшаяся на Россию и, в частности, на жителей полуострова, держава. За четыре года она смогла обустроить неплохую структуру по производству негативной информации о Крыме, на высоком уровне освоить подачу любых новостей в нужном ключе.
С другой стороны, представьте повара, который трудился, не покладая рук. Жарил, парил, выпекал, томил на медленном огне — а клиент нос воротит, и даже острые приправы (в нашем случае, звонкие заголовки), не дают ожидаемого эффекта.
Дело техники…
Немало выкладывается видео разговоров с крымчанами в нужном Украине ключе. Техника получения роликов о «раскаивающихся», «сожалеющих», «бедных и несчастных» жителях полуострова безыскусна. Для этого даже не обязательно искать активных сторонников Украины. Достаточно, чтобы остановленный оператором крымчанин просто выказал вполне естественное (а кто этому рад?) недовольство растущими ценами, очередями, недобросовестными чиновниками, долгим поиском подходящей работы… И совсем неважно, что этот человек российский Крым со всеми его большими и маленькими недостатками, надеждами и планами никогда не променял бы на возвращение в Украину. Вырезки из таких разговоров на камеру и преподносятся потом как «мнение опомнившегося крымчанина». Подобные интервью порой берут обманом: представляются корреспондентами одного издания, а итоговый материал выходит в другом СМИ, по ту сторону границы.
По мнению крымского политолога Ивана Мезюхо, производство негативного контента о Крыме на Украине осуществляется и для внутренней и для внешней аудитории. «Понятно, что Киев использует тему Крыма для внутренней пропаганды, но украинские власти, муссируя тему полуострова, преследуют и внешние цели, — объясняет он. — Безумные ноты протеста украинского МИДа против проведения выборов в Госдуму в Крыму, различные антикрымские заявления украинских министерств и ведомств на самом деле идут в основу для продолжения действия антироссийских санкций стран Запада. Украина постоянно производит документальную «базу» для продления санкционного режима в отношении РФ».
«Судя по моему опыту общения с украинскими политиками и экспертами, интерес к крымской тематике в информационном пространстве Украины поддерживается исключительно благодаря работе пропагандистской машины страны-соседки, — рассказал Иван Мезюхо. — Заинтересованность упала в разы. Политическое руководство Украины не может до конца выполнять социальные обязательства перед гражданами, люди нищают, на востоке страны — гражданская война. Большинству украинцев просто не до рассуждений о Крыме. Киеву всё сложнее шпиговать собственное население антикрымскими фейками».
Доказательство последнего — то, что украинцы всё же продолжают ехать на отдых в Крым.
Успехи и осечки
Несомненным успехом украинской информационной войны против крымчан можно считать всё ширящийся разрыв между ними и их близкими, живущими через границу — теми, кто после 2014 года на полуостров не приезжали. У них уже есть сформированная «картинка», и нет… желания её менять. Хотя бы потому, что жить, зная, «как плохо в российском Крыму», легче. Тогда украинское житьё-бытьё становится не таким мрачным.
«На Украине происходит разрушение старого уклада, огромные изменения, — говорит социолог Евгений Копатько. — Но и здесь, в Крыму, огромные перемены. Я не идеализирую ситуацию у нас. Но у крымчан уровень социального оптимизма — ожидания перемен к лучшему, значительно выше, чем на Украине. Там социальный пессимизм зашкаливает». По его словам, чем больше в Крыму будет глубоких перемен, чем будет надежнее жизнь людей, тем меньше аргументов будет в пользу того, чтобы «раскачивать» здесь ситуацию.
Между тем, крымскотатарская тема по-прежнему остаётся одной из «опорных точек» лжи о Крыме. Хотя, отметил Иван Мезюхо, спектр велик: то украинские СМИ заявляют о преследовании на полуострове УПЦ Киевского патриархата, то политики из соседнего государства заявляют о том, что в республике массово пытают проукраинских крымчан. «Гражданскому обществу Крыма необходимо противостоять этой пропаганде, рассказывая правду о полуострове на внешнюю аудиторию. Для этого необходимо использовать не только СМИ, но и социальные сети, а также другие формы современной коммуникации», — считает он.