Новостью «под ёлочку» для Крыма и Севастополя стало решение правительства РФ о досрочном прекращении федерально-целевой программы развития полуострова. Видимо, набралась критическая масса недовольства процессом. Или всё самое важное уже построили — можно притормозить.
В любом случае, без денежных инъекций Крым не останется. Предстоит, например, огромная работа в рамках нацпроектов. В конце концов, есть инвесторы, желающие строить, производить, реконструировать. Да и начатые уже в рамках ФЦП объекты обязательно «доведут до ума». Точнее, до сдачи в эксплуатацию. Но всё-таки: каких «больших строек» ждать в этом году?
Дороги не бросят
Один из самых нашумевших проектов — прокладка объездной автодороги от Симферополя. Она должна соединить трассу «Таврида» с шоссе ялтинского направления. Объездная аккумулирует транзитный транспорт, не задерживая его в городских пробках.
Изначально обговаривались два варианта стройки. По одному, дорога разрезала на две части село Заречное Симферопольского района и проходила у берега Аянского водохранилища. По второму — огибала село. «Был разработан совместно со специалистами вот этот, альтернативный, вариант: по краю села, вдоль границы военного полигона «Ангарский», — рассказал представитель инициативной группы жителей Заречного Евгений Крылов. — Земли Министерства обороны не затрагиваются. Под снос попадало не более десяти домовладений. Все остальное — это пустые участки».
Несмотря на просьбы жителей Заречного, крымские власти приняли первый вариант. Или в принципе не пытались обсудить возможные «шероховатости» по поводу соседства дороги с военным полигоном, или понимали, что это займёт очень много времени. И без всякой гарантии договориться.
Конечно, официально было объявлено, что прохождение по населённому пункту дороги с пропускной способностью 30-40 автомобилей в сутки — экономически выгоднее. Строить дешевле. На самом деле, под отселение при этом варианте попадают сотни жилых домов. Значит, и компенсации придётся платить нешуточные: недвижимость тут дорогая.
Окончательный проект крымчанам ещё не продемонстрировали. Но строительство должно стартовать уже в этом году, продлится до 2024-го. Объездная трасса обойдётся в 32 млрд рублей.
Продолжится, кстати, и строительство севастопольского участка трассы «Таврида». Причем его могут сдать в эксплуатацию раньше, чем в 2023-м, поскольку работы идут с опережением. Уже начатая реконструкция дорог в разных уголках полуострова также будет завершена.
Не бросят и важнейший для Крыма новый водовод от села Октябрьское Нижнегорского района в Восточный Крым. 154-километровый водовод готов наполовину, но уже в этом году трубы дотянут до Феодосии и Судака, а год спустя — до Керчи.
К 2025 году было запланировано завершить реконструкцию МДЦ «Артек». Многие корпуса и площадки перестраиваются, возводятся новые. И на запланированные изменения, скорей всего, финансирование найдётся.
Здесь будет город заложён…
Большие перемены ожидают в этом году Западный Крым. Например, объявлено о возрождении курорта «Мойнаки» в Евпатории. Знаменитая некогда «кузница здоровья» окончательно зачахла в украинские времена. А состояние озера с некогда целебными грязями сейчас удручающее. Окончательное слово за специалистами, но как бальнеологический источник оно почти потеряно.
В Западном Крыму, между селами Витино и Штормовое, собираются строить… город-курорт. Да, инвесторы готовы замахнуться на возведение высоток, инфраструктуры, парка развлечений на 700 гектарах. На «первой линии» у моря предполагается строительство 12 крупных отелей. Должны появиться набережная, ледовая арена, аквапарк, яхтенные марины, гольф-клуб и даже гоночная трасса. Газопровод, канализация, поликлиника, больница также должны появиться в новом городе.