Примерное время чтения: 6 минут
1620

От червонца до монаха. Кто войдёт в Красную книгу Крыма

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ-Крым №41 10/10/2014

Войти проще, чем выйти

Любой специалист скажет, что сохранить конкретное растение или животное вне его среды обитания невозможно.

«Нам нужно сохранить как можно больше естественной природы, — объясняет профессор кафедры экологии и зоологии, доктор биологических наук Крымского Федерального университета Сергей Иванов. — Человек очень активно осваивает пространство, и сегодня численность некоторых видов настолько снизилась, что мы не знаем, существуют ли они еще. Далеко за примерами ходить не надо: есть такой небольшой симпатичный жучок чекиниола, обитавший в лесопарках окрестностей Симферополя — остатках некогда обширных дубрав. Многие современные биологи знакомы с ним лишь по коллекциям, в которых сохранились всего 16 экземпляров. Нигде больше он не водится, нигде больше не был обнаружен. И пока мы не может сказать, исчез ли он окончательно, или все-таки популяция сохранилась».

А вспомним, сколько дискуссий было относительно подснежников в Крыму. «Его же очень много, — заявляли сторонники исключения подснежника из перечня охраняемых видов, — в лесах есть поляны, сплошь покрытые цветами!». Но сегодняшнее «много» в случае, если подснежник не охранять, вовсе не значит, что этот вид не будет просто уничтожен коммерции ради.

Ведь были времена, когда нелегальным сбором подснежников и торговлей ими занимались целые села. Поездами и самолетами десятки тысяч букетов вывозили из Крыма. Случаи, когда виды, попавшие в Красную книгу, «выходят» оттуда по причине того, что им ничто не угрожает, очень редки.

Реликтовая можжевеловая роща в Новом Свете Фото: АиФ-Крым / Екатерина Апонина

Сатиры на полянках

В украинские времена необходимость утверждения положения о Красной книге Крыма обсуждалась многократно, но дальше этого дело не пошло. Зато сейчас у республики есть уникальная возможность проинвентаризировать свою флору и фауну, установить приоритеты в охране редких видов, разработать программы их сохранения.

По мнению Сергея Иванова, в региональный реестр нужно включить представителей флоры и фауны Крыма, которые внесены в Красную книгу России и международные списки охраняемых видов. Кроме того, войти туда должны растения и животные, которые сократили свою численность, либо находятся перед лицом такой угрозы. А также виды, находящиеся в Крыму под угрозой исчезновения (или, возможно, исчезнувшие). Зоологи, ботаники и экологи все-таки на жизнь предпочитают смотреть с оптимизмом, полагая, что шанс выжить остается у многих видов. Так, один из крымских эндемиков — норичник тонкий, считался исчезнувшим, в последний раз его находили в 1926 году. «А в 2012-м любитель-ботаник Сергей Свирин обнаружил его на одной из осыпей Ялтинской яйлы, — рассказывает Сергей Иванов. — Кстати, все крымские орхидеи (45 видов), охраняются. И, кстати, на полуострове ученые продолжают открывать новые виды: недавно была описана орхидея дремлик горно-крымский, которая растет только в Крыму. А сотрудник Карадагского природного заповедника Юрий Будашкин уже описал более 10 новых для науки видов крымских бабочек, а в степи у мыса Чауда обнаружил неизвестную ранее науке земляную дикую пчелу».

С другой стороны, виды, которые считаются окончательно исчезнувшими, могли бы вернуться в Крым. Мало кто знает, что среди жертв Граж­данской войны был последний тюлень-монах в Крыму, которого в бухте Ласпи застрелил какой-то революционный матрос. Эти тюлени сейчас обитают у берегов Турции. А ведь на полуострове есть место с подходящими пляжами и пещерами, где они бы могли жить — полуостров Тарханкут. Вопрос только в обеспечении надежной охраны. Возможно, крымские ученые предложат Русскому географическому обществу проект по возвращению тюленя-монаха в Крым.

Конечно, в первую очередь в Красную книгу Крыма, говорит Сергей Иванов, должны войти эндемики — животные и растения, которые обитают или произрастают только в Крыму и больше нигде в мире. Некоторые из них «привязаны» к очень маленькой территории — одному-двум урочищам, окрестностям нескольких сел, пещере или яйле.

В региональной Красной книге планируется отвести страницы для растений и животных, которые обычны для других территорий, но редки на полуострове. Крым для них стал самым дальним краем области распространения. Например, нигде, кроме как на Караби-яйле, вы не увидите летающего червонца огненного. Эта бабочка с «денежным» именем живет только здесь.

В Крыму редкими, но встречающимися в других странах, являются крупные падальщики — черный гриф и белоголовый сип. И если про будущее грифа ученые говорят с осторожным оптимизмом, то популяция сипа стала расти. Не так давно зарегистрирована даже молодая птица, перебравшаяся в Крым из Европы (видимо, презрев евросанкции).

По предварительным данным, в Красную книгу Крыма войдет более 400 видов растений и грибов. Перечень животных как раз сейчас составляется. Пока в списке значатся 305 видов, но он наверняка будет больше. 

Мнение
Александр Сорокин, начальник отдела Федерального государственного бюджетного учреждения «ВНИИПрироды» (Санкт-Петербург): "Все прошлые годы мы регулярно общались с нашими крымскими коллегами, несмотря на то, что жили в разных странах. Создавались даже тематические группы встреч по разным редким видам фауны, например, куликам, хищным птицам, млекопитающим. По нашим данным, в Крыму 316 видов животных были занесены в Красную книгу Украины — это в 2-4 раза больше, чем в других регионах Украины. В Российской Федерации насчитываются 413 «краснокнижных» видов, то есть, в Крыму концентрация редких животных очень высокая. К тому же полуостров, как говорят орнитологи, «бутылочное горлышко» основных миграционных потоков перелетных птиц Восточной Европы. В Крыму зимуют многие виды пернатых — например, все российские перепела (а это огромное количество птиц) перебираются сюда «на зимние квартиры»".

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах