Рычащее и чихающее дымом чудище завелось в окрестностях Ялты в 1901 году. Счастливым обладателем самобеглой коляски был некий господин Рувье. Подробностей про приключения первого автомобилиста в Крыму не сохранилось. Зато в том же году в автоистории полуострова «отметился» иностранец: венгерский инженер Гёза Ковач привёз на пароходе автомобиль, на котором путешествовал по Европе. И под Гурзуфом въехал на нём в экипаж, перепугав лошадь. 19 сентября исполнится 120 лет первому в истории Крыма ДТП с участием автомобиля.
Ну, понеслось!
К счастью, в том самом, первом ДТП, пострадавших не случилось. Кроме разве что нервной системы лошади и кошелька Ковача: его оштрафовали на приличную сумму.
А потом понеслось! «Автонасыщение» Крыма шло куда быстрее, чем в других провинциальных уголках. Не так быстро, как в Москве или Петербурге, Киеве или Харькове, но здесь хватало состоятельных людей, желавших передвигаться в авто.
Ялта стала безусловным лидером по количеству автомобилей.
Скорость была непривычно высокой — просто сумасшедшие 25-30 километров в час по улицам города. Шарахались лошади, пугались запряжённые в телеги быки, спасались из-под колёс пешеходы.
К 1908 году, когда количество «своих» автомобилей в Крыму приближалось к сотне, и появились уже первые машины, регулярно перевозящие пассажиров, количество ДТП заставило беспокоиться власти крымских городов. Местным или губернским властям приходилось разрабатывать правила движения для механических повозок. Единые, для всей страны, существовали: циркуляр «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах» был принят ещё в 1896 году. Но он не соблюдался…
Ялта первой обозначила границы прав и обязанностей автомобилистов. Например, места, где автодвижение было запрещено. И, если что, под раздачу попадали и высокопоставленные лица.
«Автомобиль, принадлежащий князю Имеретинскому, под управлением шофера Иосифа Эбруса, катил по Набережной, распространяя едкий дым, — сурово констатировал «Ялтинский вестник» в апреле 1911 г. — Остановленный дежурным полицейским и предупрежденный о том, что это является нарушением обязательных постановлений, шофер уехал, но через некоторое время снова катил по Набережной, выпуская клубы едкого дыма. Полицией составлен протокол за нарушение обязательных постановлений и неисполнение требований полиции».
Год спустя «Южные ведомости» несколько раз прохаживались по лихачам в авто, живописуя аварии. «Феодосия. Ретивые автомобилисты не знают никаких препон и держать себя здесь довольно свободно. На днях на углу Галерейной и Генуэзской улиц автомобиль № 12 налетел на ехавшего на велосипеде приезжего гимназиста. Растерявшейся юноша успел все же соскочить с велосипеда и отпрыгнуть в сторону. Машина же его была смята автомобилем и превратилась в нечто, неподдающееся никаким геометрическим определениям».
Дороги, грабители, дефицит бензина
Симферополь тоже обзавёлся автопостановлениями. Например, городская дума обязывала местного полицмейстера осуществлять надзор за шоферами. Поэтому стоящие на посту городовые получили новую нагрузку: следить за тем, чтобы автомобили не мешали конным экипажам, а также не ехали с высокой скоростью.
Постепенно к автомобилям привыкали. Крымчане читали в газетах, как в больших городах обычными стали грузовики, появлялись спецавтомобили для перевозки почты, больных, что тюремное ведомство в Москве опробовало авто для перевозки заключённых. А один энтузиаст автодвижения даже оборудовал в автомобиле… кинопередвижку.
В общем, прогресс надвигался, шурша колёсами и взвизгивая автомобильным гудком.
В 1914 году в Качинской школе авиации ухитрились связать в одно целое самолёт, автомобиль, и… птицу. Лётчики брали с собой почтового голубя — на тот случай, если придётся совершить экстренную посадку. Птица с запиской летела в Качу, и за лётчиком тут же высылали автомобиль.
Нужно сказать, что не чуждыми прогрессу оказались и крымские грабители. Они быстро поняли, что автомобиль хоть и движется быстрее лошади, но зачастую не может развить приемлемую скорость из-за состояния дорог. И стали «охотиться» на машины, перевозящие курортников из Симферополя в Алушту и Ялту. Для этого перегораживали дороги: не случится ДТП — так хоть машина остановится.
Кстати, по мере увеличения количества автомобилей, росло и число жалоб на состояние дорог. В 1913 году открытое было автосообщение Феодосия-Старый Крым, закрылось. 11 вёрст казённого шоссе стали просто непреодолимыми из-за обилия ям и рытвин.
С началом Первой мировой войны владельцам автомобилей, если они, конечно, не были миллионерами, пришлось туго: из свободной продажи то и дело пропадал бензин. Поэтому многие машины «встали на прикол». А после первого пришествия Советской власти были конфискованы в пользу трудящихся. Разъезжали на них советские управленцы, сотрудники ревкомов и прочие важные лица. Топлива по-прежнему не хватало, поэтому для авто доставляли смесь керосина с эфиром.
Интересные даты:
- В 1901 году желающие передвигаться по Москве обязаны были сдать экзамен в особой комиссии члена клуба автомобилистов. Особые разрешения на право управлять «самобеглым экипажем» утвердил московский обер-полицмейстер в 1902 г. Тогда же было принято решение выдавать номера на каждую из машин.
- Первый патент на это выгодное дело в Крыму получил в 1904 году Вольдемар-Георг Трепке. Его авто курсировало по маршрутам: Севастополь — Симферополь, Севастополь — Ялта, Алушта — Симферополь. В 1906 году евпаторийский купец 2 гильдии Сеферов выхлопотал разрешение на частный извоз своим автомобилем из Симферополя до Евпатории.
- В 1907 г. в Петербурге на городские улицы выехали пятиместные автомобили, снабженные флажками с надписью «извозчик».
- Московская комиссия по составлению обязательных постановлений в 1907 г. дополнила и улучшила уже существовавшие для губернии ПДД. В них вошло и требование о техосмотре: раз в год авто должно быть осмотрено городским техником.
- Это тоже инициатива москвичей. Первый русский автоклуб выступил с инициативой расстановки на шоссе губернии знаков, «указывающих или дурное состояние шоссе, или крутой поворот, мост и т.д. Рисунок знаков принят международный».
- На манёврах 1911 г. в Киеве десять военных грузовиков обслуживали армию в 40 тыс. человек, заменив собой обоз в 1,2 тыс. подвод.
- Представительница прекрасного пола, первой получившая автомобильные права — жена петербургского инженера Елизавета Шуммер. Это случилось в 1912 г. В интервью «Петроградской газете» она призналась, что с удовольствием водит авто и даже делает мелкий ремонт. А боится только… таксистов. «Озорной народ: катят без передышки во весь дух», — объяснила она.