После новогодних каникул студенты, скорей всего, всё-таки появятся в учебных аудиториях. В Крыму ежесуточное прибавление выявленных случаев COVID-19 снизилось до двухсот с небольшим: почти в четыре раза по сравнению с осенним «пиком». Значит, пора дистанционный формат обучения «подвинуть»?
Стресс для образования
Первый год «дистанционки» в российских вузах ознаменовался заметным падением качества образования, ропотом студентов — особенно тех, кто платил за обучение, и самих преподавателей. Но, судя по докладу Министерства науки и высшего образования РФ, в этом году лишь 37% преподавателей вузов по-прежнему недовольны «дистанционкой», это на 10% меньше, чем в прошлом году. А половина студентов заявили, что их бы устроил смешанный формат обучения, когда некоторые курсы или занятия можно было бы освоить, не посещая вуз.
А как у нас?
Ректор Крымского федерального университета имени Андрей Фалалеев рассказал, что удалось найти положительные черты в дистанционном обучении. «Большие лекционные форматы можно увести в дистант, — пояснил он. — Мы пришли к выводу, что если знание формализовано — то есть, описано в учебниках, то студенты могут его освоить онлайн. Это облегчает работу студентов. А другие знания, которые получают в режиме коммуникации, напротив, «вырастают в цене», становятся крайне важными».
Уходят в прошлое некоторые вещи, которые считаются уже ненужными. Например, какой смысл записывать конспект от руки, если лекцию можно просмотреть и прочитать в интернете? Хотя психологи по-прежнему считают, что именно процесс записи позволяет лучше усвоить материал.
Востребовано, получается, новое знание, которое не успело «прописаться» в учебниках, и которое помогает освоить преподаватель. А всё остальное можно взять в Интернете: то, что рекомендовано по конкретной дисциплине.
С другой стороны, такое обучение от студентов требует высокого уровня самодисциплины и ответственности. А этим многие как раз похвастаться не могут.
«Для меня самым сложным в дистанционном формате стали проблемы вовсе не технического характера, — признаётся первый проректор Крымского инженерно-педагогического университета Анжелика Лучинкина. — Студент должен работать самостоятельно. Но может ли? Навык самостоятельной работы не всегда сформирован. Студенты, особенно 1 и 2 курса, дистанционно никогда не смогут сделать так, как очно. Кроме того, преподавателю необходимо удержать внимание аудитории онлайн. А это, оказывается, намного сложнее. При дистанционном формате уходит нечто важное, человеческое. Поэтому не стоит злоупотреблять им».
Дефицита абитуриентов нет
Первый проректор Севастопольского государственного университета Денис Ярыгин вспомнил, что вуз фактически никогда на полую «дистанционку» не уходил. Ну, разве что, кроме короткого периода, когда вся страна засела по домам. А так обучение практиковалось смешанным.
«Преподаватели вначале восприняли это в штыки, потом поняли, что в чём-то работа упростилась, — вспоминает он. — Залили свои электронные курсы в систему, записали в студии лекции, и наши студенты прослушивают эти курсы в онлайн-формате. Лабораторные и практические занятия оставались у нас в обычном режиме. Впервые в университете возникли массовые онлайн-курсы. Один из них недавно занял первое место на международном конкурсе».
Дистанционка сказалась и на школе. Невозможно не увидеть, как выросло количество желающих поступить в техникумы, колледжи, училища. Однако, говорит Анжелика Лучинкина, дефицита абитуриентов в университет не наблюдается. Все контрольные цифры приёма на бюджет закрываются. И есть набор на коммерческие места. «ЕГЭ старшеклассники сдают, другой вопрос: может, не так успешно, как хотелось бы, — предполагает она. — Но стараются и поступают».
Самый лучший показатель успешности обучения в вузе — это когда выпускник начинает работать по специальности и остаётся в профессии. Значит, выбор был сделан правильный, хватило настойчивости и знаний.
Денис Ярыгин сообщил, что в главном севастопольском вузе контрольные цифры приёма увеличены на 16% в сравнении с прошлым годом. Количество заявлений от абитуриентов тоже растёт. Есть проблема, общая для всех российских вузов: невысокий спрос на некоторые специальности технического направления. Но на гуманитарные направления и ряд технических конкурс доходит до 40 человек на место. Из других тенденций — растёт средний балл ЕГЭ и количество иногородних студентов. Сейчас соотношение такое: 30% севастопольцев, 70% — жители других регионов. В СевГУ даже составили карту, выяснив, что в вузе практически представлена вся страна: нет ни одного региона, откуда бы не было «представителя».