Недавний выпускник реального училища Эдгар Арнольди шёл к известному писателю. И очень переживал: каким тот окажется? Не рассмеётся ли в ответ на предложение опубликовать что-нибудь в только что созданной петроградской газете «Вечерний телеграф»? Он ожидал увидеть богатую квартиру и солидного хозяина. Но к нему в комнату «с тенью нищеты по углам» вышел высокий худой человек. И коротко представился: «Беллетрист Грин».
Арнольди не ожидал, что его внимательно выслушают и отнесутся, несмотря на молодость, уважительно. И с восторгом услышал от Грина: «Сейчас я заканчиваю повесть. Называется она «Алые паруса». Я выберу подходящий отрывок…»
Читатели газеты с восторгом читали вторую главу повести и теребили издателей: а что же дальше?
Книгу, которая стала «визитной карточкой» Александра Грина, самым светлым и радостным произведением, он закончил 23 ноября 1922 года. Для него вообще число 23 было особенным. Его жена, Нина Николаевна, вспоминала, что с ним он связывал самые радостные события в жизни: рождение, значимые переезды, третью и последнюю, счастливую, женитьбу.
Победить чёрствость
Удивительно, что автор, которого судьба проверяла на прочность, бросая в тюрьмы и обрекая на безденежное существование, сумел сохранить удивительный сказочный мир внутри себя. И подарить его другим. «Трудно было представить, что такой светлый, согретый любовью к людям цветок мог родиться здесь, в сумрачном, холодном и полуголодном Петрограде, в зимних сумерках сурового 1920 года; и что выращен он человеком внешне угрюмым, неприветливым и как бы замкнутым в особом мире, куда ему не хотелось никого впускать», — вспоминал о повести советский поэт Всеволод Рождественский.
Александр Грин оставил довольно четкое воспоминание о том, как у него зародилась идея текста. Так, в черновиках к своему роману «Бегущая по волнам» автор вспоминает, что в витрине одного из магазинов города на Неве он увидел бот с красивым крылообразным, но только белым парусом.
«Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал — что, тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того — алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия», — писал Грин.
Первые заметки, относящиеся к «Алым парусам», Александр Грин начал делать в 1916 году. Предварительная работа над «Алыми парусами» была закончена спустя еще четыре года. В дальнейшем автор неоднократно вносил в рукопись правки: изменял и переписывал текст, пока добился желаемого.
Лишь в одном из последних вариантов повести «Красные паруса» заменились алыми, а само выражение стало словом-символом.
Знаменитый Петроградский Дом искусств, основанный в 1919 году, ставил перед собой задачу оказывать социальную помощь деятелям искусств. Здесь жили и работали Николай Гумилев, Осип Мандельштам и Александр Грин. За несколько лет своего существования он стал центром литературной жизни Петрограда. Его сравнивали с кораблем или ковчегом, спасшим петербургскую интеллигенцию в годы послереволюционного голода и разрухи.
Здесь Грин создал большую часть текста «Алых парусов». В этом здании созрел и замысел автора сделать так, чтобы сюжет повести разворачивался в декорациях города на Неве. Лишь по мере работы писатель перенес действие в вымышленный рыбацкий поселок Каперна. Любопытно, что некоторые литературоведы впоследствии находили здесь созвучие с евангельским Капернаумом.
Посвящено любимой…
В жизни Александра Грина случилось три брака. После нескольких лет скитаний и революционной деятельности будущего писателя арестовали в Севастополе. Его взяли за речи противоправного содержания, а также распространение революционных идей. Знакомых и родственников у Грина не было, поэтому его под видом невесты навещала дочь богатого чиновника Вера Абрамова, сочувствовавшая революционным идеалам. Впоследствии «мнимая жена» стала для него первой супругой.
Грина освободили по амнистии, но вновь арестовали в Петербурге, а далее на четыре года определили в ссылку в Туринск. Он сбежал через три дня, оформил себе другой паспорт, вновь прибыл в город на Неве и начал писать. В 1911 году обман раскрылся, и Грин вместе с Абрамовой поехал в Пинегу. Здесь же паре разрешили и обвенчаться. Спустя год супругам позволили вернуться в Петербург, но совместная жизнь была недолгой.
Потом случился новый брак, избранницей стала малоизвестная Мария Долидзе. С ней Грин расстался буквально через пару месяцев.
Медсестру Нину Миронову Грин встретил в 1921 году. Девушка бедствовала, продавала вещи на улице. Спустя месяц он сделал избраннице предложение и не расставался с ней до самой смерти. Именно ей Грин и посвятил «Алые паруса». Нина и стала прототипом Ассоль. «Нине Николаевне Грин подносит и посвящает Автор. ПБГ, 23 ноября 1922 г.», – так написал автор.
В 1923 году писатель с женой побывали в Севастополе и на Южном берегу. «Целые дни мы бродили по городу, побережью, как козы лазали по холмам, ездили на лошадях в Ливадию, Алупку, к водопаду Учан-су», — писала Нина Грин.
А год спустя они «созрели» для того, чтобы перебраться на полуостров. В тихое место. И таким сначала стала для них Феодосия. «В Феодосии называли нас «мрачные Грины». На самом деле мы никогда не были мрачны, мы просто очень уставали от светских разговоров, переливания из пустого в порожнее. Городок интересовался — живет писатель. А как живет, никто не знал», — это тоже из воспоминаний жены писателя.
Потом их домом стал Старый Крым.
После смерти Грина судьба его последней супруги сложилась непросто. Во время немецкой оккупации полуострова она оставалась в Старом Крыму и после войны получила 10 лет лагерей за то, что, оставшись с тяжело больной матерью на временно оккупированной нацистами территории, работала корректором и редактором в оккупационной газете «Официальный бюллетень Старо-Крымского района». Оккупационные власти использовали имя вдовы знаменитого писателя в своих пропагандистских целях. В дальнейшем Нина была угнана на трудовые работы в Германию, дождалась освобождения, вернулась в Крым, была арестована, отбывала заключение в сталинских лагерях.
Повесть пережила несколько десятков театральных постановок, а барды и популярные музыканты сочинили не одну песню для своих пластинок по ее мотивам. Однако в отечественном кинематографе «Алые паруса» появились лишь однажды.
Впервые экранизировал текст Александра Грина в 1961 году режиссер Александр Птушко. На главную женскую роль постановщик пригласил 16-летнюю Анастасию Вертинскую, для которой роль Ассоль стала первой работой в кино. Ее партнером стал блистательный Василий Лановой.
Факты
- «Алые паруса» Александр Грин писал на листах из бухгалтерской книги. Писатель Михаил Слонимский: «Грин мне первому читал «Алые паруса». Он явился ко мне тщательно выбритый, выпил стакан крепкого чая, положил на колени рукопись (всё те же огромные листы, вырванные из бухгалтерских книг)».
- На изготовление парусов для корабля Грея в фильме «Алые паруса» ушло, по разным источникам, от пятисот до двух тысяч квадратных метров алого шёлка.
- В бывшей севастопольской тюрьме, где отбывал заключение Грин, теперь работает комната-музей.
- Исследователи творчества Грина предполагают, что многие описания в его произведениях — не только в «Алых парусах» взяты из Севастополя и окрестностей города. Один из уголков города давно уже называют Гринландией — этот кусочек берега со старыми домиками будто выпал из книги.
- Единственный в СССР праздник выпускников зародился в Ленинграде в 1968 году. Именно тогда впервые в акватории Невы появился сошедший со страниц повести Грина «Секрет» с алыми парусами. С того года «Алые паруса» начали отмечать традиционно вплоть до 1979-го. Событие в формате шоу с крупным концертом возобновили в 2005 году.