Российская столица – это огромный мегаполис, постоянно находящийся в развитии. Город Севастополь – один из двух вошедших в состав федерации субъектов.
Что общего между этими двумя городами? Как ни странно – то, что оба они проводят внедрение самых передовых, признанных в наиболее развитых муниципалитетах технологий организации дорожного движения. Речь идёт, конечно, и о разумном структурировании городского пространства в части организации парковочных мест.
Автомобили все прибывают и прибывают
Крымские и, конкретно севастопольские специфики скромнее по масштабу, но производят на жителей региона не менее сильное впечатление. Особенно по контрасту с предыдущими годами в составе Украины, когда, увы, никаких серьёзных вложений в инфраструктуру не делалось вообще
Севастополь готовится к возвращению полноценного транспортного движения с материка. Которое произойдёт едва ли не с мая этого года, после начала автомобильного движения по Крымскому мосту. Узким улицам города предстоит принять новый транспортный поток. Есть мнение, что это будет наиболее мощный всплеск автомобильного движения на полуострове за всю его историю.
Разумеется, к такому радикальному уплотнению движения нужно было готовиться заранее. Платная парковочная зона, запущенная в Севастополе в 2017 году и стала частью такой подготовки.
Не будем про политику, хотя и можно было бы. Однако, напишем про городское обустройство, благо оно имеет общие черты в большинстве постсоветских государств, в том числе и в России и на Украине.
Как выглядит типичная городская парковка обычного российского или украинского города? Там, где местные власти не занимаются развитием городской среды, всё будто застыло в конце советского периода… Но автомобили всё прибывают и прибывают.
Стихийные парковки захватывают тротуары, потом – правый ряд дорог, постепенно блокируя городское движение…
Так было и в Москве до того, как городские власти закончили со строительством всякого рода колец и занялись интенсивным и системным усовершенствованием инфраструктуры. Так было и в Севастополе, до 2017 года. Но теперь уже не будет.
«Дефицитный ресурс»
Появление платной парковочной зоны радикально изменило контекст городского пространства. Город не просто готовится «изнемогать» под потоком туристических автомобилей из России. Он настроен на взаимовыгодное сотрудничество со своими гостями, предоставляя им возможность финансово поддержать развитие той городской инфраструктуры, которую они сами же и будут склонны использовать в первую очередь.
Является ли требование оплачивать парковку в центре города каким-то радикализмом, чем-то из ряда вон выходящим? Конечно же нет.
В мире существуют многочисленные примеры намного более жёстких подходов со стороны городских властей. В качестве примера - в Японии будущий автовладелец не имеет возможности купить своего железного коня, если не предоставит документы, подтверждающие наличие парковочного места.
А в законодателе мод в сфере муниципального обустройства - Лондоне для того, чтобы разгрузить город, и вовсе сделали платный въезд в центр, превратив его в одну большую «платную парковку».
Немного другим путём, но в том же направлении пошли власти Сингапура, которые ввели плату за сам факт владения автомобилем. Сумма немаленькая, эквивалент примерно пятидесяти тысяч долларов…
Что объединяет все эти города в плане подхода к администрированию личного транспорта? И руководство этих городов и их жители давно уже осознали: земля в городе – это дефицитный ресурс. Такой же, как питьевая вода и чистый воздух. А значит нет возможности раздавать его бесплатно, всем подряд и в произвольном количестве.
В противном случае город ожидает транспортный коллапс в виде постоянно действующей пробки размером примерно с центр городской застройки..
С 2017 года руководство Севастополя начало внедрять пилотный проект городской платной парковки. В дальнейшем ее зона будет расширена, а полученные от парковки средства окажутся направлены на иные задачи городского благоустройства. И эти задачи ясны уже сейчас.
После ввода Крымского моста в эксплуатацию, полуостров как таковой и Севастополь в частности окажутся в новой транспортной реальности. Несмотря на препоны, которые ставит украинская сторона, в Крыму, в курортный сезон (да и не только) появится большое количество гостевого автотранспорта. Не только российского, но и стран Закавказья, Казахстана и Украины.
Разумеется, объём работы местных органов ГИБДД вырастет и радикально. Для того, чтобы возросший объём задач по контролю за движением и, скажем прямо, пресечению нарушений ПДД и выписывания штрафов не лёг тяжким грузом на местный бюджет, а, напротив, добавил ему некоторый финансовый поток, городу необходимо продолжать внедрение современной техники управления дорожным движением. В частности – активнее перенимать столичный опыт в области установки систем видеофиксации правонарушений на дорогах.
Севастополь велик, и невозможно поставить инспектора ГИБДД на каждый перекрёсток. Да и вопросы борьбы с коррупцией тут будут нетривиальны – люди, в большинстве своём честны, но претензии будут возникать просто по факту их участия в документировании нарушений правил. С видеокамерами ситуация иная, тем более, что и техника и практика их работы на российских дорогах давно отработаны.
Немаловажным фактором является то, что весь полуостров - это важный стратегический объект, который обеспечивает безопасность России на Чёрном море. Если уж обеспечить данный регион лучшими средствами фотовидеофиксации и, в
особенности, приборами для проведения мобильного розыска, то они смогут быть использованы и в целях лучшего контроля за общей безопасностью на полуострове, в частности – борьбы с диверсиями и разведывательной деятельностью со стороны сопределёльных государств.
Впрочем, вопросами безопасности и правопорядка дело не исчерпывается. Немаловажным является то, что также и у объектов туристического внимания в Крыму можно организовать дополнительные платные парковочные зоны, которые будут пополнять бюджет полуострова. Это будет и удобно и справедливо. Не всегда уместно брать прямую оплату с гостей-туристов, но если кто-то из них хочет повышенного комфорта, приезжая на небезграничные улицы, особенно те, что со старинной застройкой, на персональном автомобиле – будет справедливо, если он заплатит конкретно за этот комфорт, оплатив парковку.
Тема платных парковок вызывает немало споров, но против фактов, как говорится, не попрешь. Мэрия Москвы действительно сумела навести порядок на городских улицах. Произошедшие за последние семь лет изменения необходимы и столице, и ее жителям, чтобы окончательно не встать в одну гигантскую пробку.
Пример Столицы – хороший пример для Севастополя и всего Крыма. Сейчас у нас есть ресурс и желание, чтобы этим примером воспользоваться и привести ситуацию на дорогах в регионе в современное, цивилизованное состояние.