Вид на море и автомат в багажнике. В Крыму идут «противодесантные» учения

Враг не пройдёт! © / Глеб Задворнов. / АиФ-Крым

Легковушка легко преодолевает небольшой подъём на шоссе, но скорость набрать не успевает: прямо на дорогу выходят трое людей в камуфляже и с автоматами. Один поднимает руку с раскрытой ладонью. Приказ остановиться. Водитель послушно тормозит...

   
   

Лицом вниз

Ведь предупреждали, что будет громко! Но выстрелы всё равно застают врасплох.

А вроде ничто не предвещало. Водитель, одетый в какую-то униформу — то ли строителя, то ли дорожного рабочего, спокойно выслушал предложение показать документы и багажник. Неторопливо обогнул автомобиль, поехала вверх крышка багажника, где видны какие-то тюки. Наклоняется — и вдруг в руках мужчины оказывается автомат!

Он успевает только направить его в сторону людей в камуфляже, но те быстрее. Доли секунды — и водитель уже лежит лицом вниз. А с переднего сиденья машины вываливается пассажир с пистолетом в руке. Оружие отброшено в сторону, его хозяин летит на обочину — и вот он уже уложен лицом вниз, с заведёнными за спину руками.

Условные диверсанты обезврежены.

Так проходят учения добровольческого батальона «Барс-Крым». Фото: АиФ-Крым/ Глеб Задворнов.

«Задержанный» мужчина поднимается, отряхивается, поднимает пистолет. Морщится. Всё-таки ушибся, когда его «роняли». Осматривает порванные штаны. Вздыхает, когда звучит команда: «Ещё раз!» И снова лезет в машину.

Незадействованные в «задержании» разведчики обсуждают, не сильно ли помят товарищ и обещают компенсировать ему моральные страдания: где-то в машине есть колбаса. Автомобиль опять идёт на исходную позицию... Отрабатывать эту и другие легенды люди в форме будут столько, сколько понадобится.

   
   

В Крыму идут крупные учения подразделений территориальной обороны «Барс-Крым». Не первые и не последние. Участники военизированных формирований продолжают совершенствовать навык противодействия противнику: не допустить высадки условного морского десанта, препятствовать продвижению вглубь полуострова. В этот раз учения проходят в одном из приморских районов с непростым горным рельефом.

«Проходит отработка взаимодействия подразделений территориальной обороны, Министерства обороны РФ, правоохранительного блока, — пояснил глава Крыма Сергей Аксёнов. — Высокая скорость реакции на нештатную ситуацию – одно из главных требований. Считаю, что любое действие можно купировать и блокировать, если суметь оперативно принять правильное решение».

Справка
«Барс-Крым» сформирован на базе народного ополчения Крыма. В рядах подразделения — те самые участники «Крымской весны», которые встали на защиту полуострова. В 2014 году они выполняли важнейшие задачи: от охраны жизненно важных объектов Крыма до блокирования воинских частей с украинскими военнослужащими. Сотрудники «Барс-Крым» имеют специальную подготовку, могут участвовать в различных операциях.

Никуда не денутся

Не секрет, что на полуострове ещё остались пособники врага. Правоохранители регулярно задерживают и переехавших в Крым диверсантов с заданиями, и местных «помощников». Последние помогают оборудовать тайники с оружием и компонентами для взрывных устройств, предоставляют средства связи, автомобили, крышу над головой, помогают сориентироваться на местности.

Поэтому так важно отработать навыки их выявления и задержания.

...«Хвост» из автомобилей на дороге собрался немалый. Теряется где-то за ближайшим поворотом. Машины, направляющиеся в противоположную сторону, движутся очень вежливо и медленно — на всякий случай. Пассажиры и водители косятся на машину ГИБДД и людей в форме, с автоматами и закрытыми «балаклавами» лицами. А рядом — небольшой отряд, вооружённый фотоаппаратами, видеокамерами и диктофонами.

«Счастливчики», остановленные для проверки, облегчённо вздыхают, когда узнают, что проходят учения. Никто не возмущается, все с готовностью показывают документы, открывают дверцы автомобилей, багажники.

Кстати, обычно такие проверки никаких дорожных пробок не собирают — тут просто журналистский десант стремился всё отснять и записать подробнее.

Но всё-таки. Вот, допустим, диверсанты едут по шоссе. Видят, что впереди идущие машины замедляют ход, а впереди просматриваются люди в форме...

«Никуда не денутся, — говорит начальник штаба 4 добровольческого батальона «Барс-Крым» Владимир Мерцалов. — Вокруг блокпостов находятся «секреты»: представители Росгвардии, МВД, пограничники. Невозможно куда-то свернуть, как-то объехать. Всё продумано, все подходы от моря контролируются, чтобы вглубь Крыма не могла просочиться ни одна ДРГ. Попытка внезапно тронуться с места тоже не поможет, у нас есть очень убедительный аргумент: автомат Калашникова, который останавливает не только легковые автомобили».

Учения проводятся регулярно, в разных местностях с различным рельефом. В степи, в предгорьях, в лесах. С первых дней СВО подразделение крымской территориальной обороны учатся защищать полуостров. Есть постоянные посты по всему периметру Крыма, по необходимости можно развернуть дополнительные в заранее намеченных местах.

Комментарий

Заместитель командира бригады народного ополчения «Барс-Крым» Армен Мартен, позывной «Самвел»:

— В учениях задействованы примерно 500 человек. Проводятся они для противодействия проникновению ДРГ. Конечно, я сомневаюсь, что таковые будут, но мало ли чего ждать от клоуна, который принял задание от своих заморских хозяев. Но мы на страже, кто прибудет сюда незваным — здесь и похороним.

Что же до реакции крымчан на учения, то большинство проезжающих — даже те, которых мы не досматриваем, показывают пальцами букву «V», ставшую одним из символов СВО. А те, которых останавливаем, говоря: молодцы, побольше таких мероприятий.

«Билет в один конец»

Прошлый год был отмечен двумя попытками украинских подразделений высадиться в Крыму. Оба раза — на западе Крыма. Те, кто готовили эти десанты, видимо соблазнились самым коротким путём по прямой от Одесской области до крымского мыса Тарханкут.

4 сентября в районе Оленёвки наша морская авиация уничтожила несколько катеров с десантниками, а ровно месяц спустя снова пожаловали незваные «гости» на катерах и гидроциклах. В живых тогда остался один — его, кстати, несколько недель назад судили и приговорили к 20 годам лишения свободы.

В нынешней ситуации любая попытка вражеской высадки в Крыму — идея бессмысленная, которая просто неспособна принести укровоякам хоть какие-то реальные «победоносные» дивиденды.

На всём протяжении береговой линии полуострова находятся опорные пункты. Наблюдатели не пропустят ни появление подозрительных людей, ни вражеской техники. Не так давно под Евпаторией, бойцы подразделения «Барс-Крым» из стрелкового оружия сбили два вражеских беспилотника.

Вдоль берега регулярно проходят вооружённые патрули. Фото: АиФ-Крым/ Глеб Задворнов.

...Берег не пустой, немногочисленные отдыхающие ещё наслаждаются солнцем и тёплой водой. Опорный пункт совсем рядом с пляжем, оборудован позициями для стрельбы. С прекрасным видом на море.

«По сегодняшнему сценарию учений, личный состав подразделений выходит в прибрежную зону, выполняет задачи связанные с противодесантной обороной участка побережья, — объясняет начальник штаба отдельной бригады народного ополчения «Барс-Крым» с позывным «Белорус». — И на учениях, и в жизни любая попытка врага высадить десант, должна завершиться неуспехом. Все должны остаться там, в море, не достигнув береговой полосы. Любая морская десантная операция состоит из перехода морем, боя за высадку десанта — и вот этот бой мы никому выиграть не дадим. Победителями в нём будем мы. Если там кто-то купил себе билет в Крым в один конец и хочет попробовать — пожалуйста! Мы пленных не берём».