Со своего ракурса: о крымских красотах и президенте, ковыряющем в носу

Саша Николаева / Из личного архива

Остановись, мгновенье!

— Вы считае­те себя патриотом Крыма?

   
   

—Я его просто люблю. Патриотизм это или нет, не знаю. Иностранцы, которые к нам приезжают, а я общалась с людьми из Америки, Италии, Греции, Турции, говорят, что у нас — удивительный край.

— Что для вас означает фотография?

Фото: Из личного архива/ Саша Николаева

— Это — неопровержимый факт. Если я снимаю какое-то событие или людей, я снимаю их такими, какие они есть. Я — наблюдатель, выбираю такие ракурсы, чтобы  не потерять сюжет, чтобы было понято, что происходит. Я не буду специально выжидать момент, где человек моргнул или зевнул. Но, с другой стороны, не буду пренебрегать кадром, который отражает реальную картину. Если на официальной встрече в Ливадийском дворце, где за столом сидят представители украинской и российской делегаций, и из них всех ковыряется в носу только Порошенко, то так он в кадр и попадает. Есть у меня такое фото. Из песни слов не выкинешь. Если со словами можно поспорить, то с фотографией вряд ли кто-то рискнет. К тем, кого я снимаю, отношусь непредвзято.

— Считается, что профессия фотографа сегодня «выходит в тираж». Каждый, у кого есть фотоаппарат, уже считает себя фотографом. Работать стало тяжелее?

— Фотографам всегда было сложно, каким бы хорошим ты ни был. С одной стороны, в руках — фотоаппарат, ты без хлеба не останешься, можешь заработать. С другой стороны, это даже не профессия, а образ жизни. Те фотографы, с которыми я общаюсь, в основном, мои друзья, и конкурентами я их не считаю. Каждый найдет свой ракурс, свою «точку».

— Что, по-вашему, главное в фотографии?

   
   

— Главное  — видеть. Для меня это что-то вроде озарения. Например, разговаривая с человеком, видишь, что на него удачно падает луч света или как-то собеседник интересно повернулся или посмотрел, и ты невольно думаешь: вот это портрет!  Или, например, люди спешат на работу в дождливую погоду, пытаются скорее скрыться от дождя, а фотограф обязательно остановится возле лужи, потому что вдруг увидел в ней какие-то невероятные отражения — домов, птиц или ещё что-нибудь. Если говорить о репортажной съемке, то в первую очередь важна быстрота реакции при съемке, умение угадывать, куда человек сейчас пойдёт и что будет делать, чтобы быть впереди него.

На корабль в компании

— Бывают ли какие-то забавные случаи на съёмках?

Фото: Из личного архива/ Саша Николаева

— Несколько лет назад в Севастополе на День военно-морского флота России меня и несколько журналистов со мной должны были провести на экскурсию по кораблям. Обычно попасть туда очень сложно из-за гигантской очереди. А тут еще, жара неимоверная, в такую погоду даже чайки над морем не летают, но люди в очереди стоят «насмерть», все хотят попасть на корабль. И вот возле такой очереди я стою, уточняю по телефону, куда мне подойти с моими коллегами, чтобы попасть на территорию. Когда мы подошли к назначенному пункту, ожидавшие нас моряки удивились и ужаснулись одновременно. Я поворачиваюсь и вижу, что вся эта очередь, возле которой я говорила по телефону, стоит за мной. И на вопрос моряков: «Они, что, все с тобой?», толпа в один голос подтвердила: «Да! Мы с ней!» Мне ничего не оставалось делать, только как пожать плечами. В общем, прошли все!

— Несколько лет назад вы выпустили альбом «Крым через сто лет». На тот момент идея была новая, уникальная: сравнить разные уголки Крыма, зафиксированные на фото сто лет назад, с тем, что осталось на этом месте сейчас. Есть желание его продолжить?

— Не вижу смысла. Мне кажется, мы сделали все, что могли. Кстати, благодаря этому проекту я открыла для себя Крым заново. Помню, как мне попал в руки старинный снимок, красота природы на нем просто завораживала. Я сразу не прочитала, что сделан он был в Крыму, когда увидела, удивилась. Это была Ялта. Тогда и пришла идея сравнить Крым сто лет назад с Крымом современным. Мы объехали весь полуостров. Отчасти это было печальное путешествие, потому что это был совершенно другой Крым, неузнаваемый.

Сберечь прошлое

— Какие города, на ваш взгляд, не сумели сберечь своего прошлого?

— Пожалуй, это Ялта. Некоторые идеи с фото в прошлом и в современности так и остались невоплощёнными. Потому что места со старинных открыток, которые я хотела фотографировать, либо поросли бурьяном, либо там была полная разруха, либо уродливые застройки. Саки меня тоже неприятно поразили.

— Какие у вас любимые места в Симферополе?

— Я его люблю в любом состоянии. Таким, какой он есть. Надеюсь, что приведут в порядок. Визитка нашего города — центральные старинные улицы. Отсюда начинался город, это его сердце. Но его не видно из-за гор мусора. Это обидно.  Ещё одна боль, о которой не могу не сказать, застройка исторического центра.  

— Над чем работаете сейчас?

Фото: Из личного архива/ Саша Николаева

 

 

— Готовлю к выпуску фотоальбом в двух частях. В первом — природа и фестивали Крыма: самые крупные, интересные, которым не один десяток лет. В другом — Крым в период вхождения в состав России. Причём, это отражение не политической, а культурной жизни полуострова: визиты артистов, которые поддерживали крымчан в этот период, творческие встречи. Это не протокольные съёмки встреч, это — эксклюзив, закулисная сторона. Российская тема возникла сама собой, ее в планах не было.

Когда я только начала работать, сразу решила: как только у меня накопится солидный архив, я его обязательно покажу людям. В своей работе я сталкиваюсь с разными людьми: политиками, артистами, и часто могу видеть их с неожиданной стороны, так, как не увидит никто.  

Фото: Из личного архива/ Саша Николаева

Смотрите также: