«Водили за нос 4 года». Семьи бойцов СВО «кинули» на десятки миллионов

Тот самый дом, на квартиры в которых надеялись обманутые люди. © / Наталья Дремова / АиФ-Крым

Восемь крымских семей военнослужащих, в пяти из которых есть участники СВО, стали жертвами обмана. Им пообещали жилье, взяли деньги, «водили за нос» четыре года. Авторы этой схемы получили больше 22 млн рублей.

   
   

Хорошее место

Осенью 2020 года на одной из интернет-площадок, где предлагают все — от недвижимости до щенков и котиков, появилось объявление о продаже долей в доме на улице Кирпичной в Симферополе. Это место и тогда, и теперь, считается привлекательным: окраина города, тихий частный сектор, но со всей инфраструктурой и хорошим транспортным сообщением.

К тому же привлекла демократичная цена, первый покупатель заплатил 2,25 млн рублей за однокомнатную квартиру площадью в 39 квадратов. Хотя дома на тот момент еще не было. Но продавец продемонстрировал площадку, показал документы на участок, а также уже построенное на нем другое здание — офисное. Объяснил, что дом возводится как индивидуальное жилое строение, но будет поделен на квартиры — поэтому покупатели платят за долю. Последний из потенциальных жильцов подписал договор о покупке доли в феврале 2023 года.

В супружеской паре симферопольцев С., затеявших строительство, роли распределялись так. Супруг имел доверенность на то чтобы руководить стройкой и решать все связанные с ней вопросы. Он же общался с будущими «квартировладельцами», поскольку является человеком, вызывающим симпатию, умеет убеждать, уговаривать. Ну, а на жену С. было записано все имущество, включая участок с двумя зданиями: готовым и строящимся.

Сейчас жилой дом готов практически полностью: снаружи остались мелочи вроде установки ограждений балконов, но подведены коммуникации, готова котельная. Несколько человек даже начали ремонт в квартирах.

Вот только владельцы стройки вовсе не планировали исполнять прописанное в договоре обязательство по введению дома в эксплуатацию и оформлению права собственности на него. Возводилось здание без разрешительных документов, в нарушение закона — вторым на участке под ИСЖ. Оно становилось своего рода декорацией.

Вложили выплаты за ранения

Все восемь семей — самые обычные люди, для которых покупка жилья не рядовое событие. Деньги на него они копили, занимали.

   
   

«Муж был на СВО, получил ранение, — рассказывает одна из пострадавших Лариса Бердникова. — Он получил выплату, и эти деньги мы тоже вложили в покупку жилья. Это было осенью 2022 года. Мы пришли на участок — здесь уже были выгнаны стены дома. Купились на то, что здание было почти готово. Отдали полностью сумму по договору — 2,5 миллиона, и стали ждать. И до сих пор ждем. С тех пор у меня мужа комиссовали по ранению, сейчас зять на СВО».

Другая пострадавшая Лариса Катанова объяснила: возврата денег от С. никто не ждет и не хочет. Потому, что за прошедшие годы деньги основательно обесценились, а квартиры сильно подорожали. Сейчас за два с половиной миллиона в Симферополе и комнату приличную не купить. «Мой муж участвовал в СВО, был ранен, и сейчас служит, — делится женщина. — Его выплаты мы тоже вложили в квартиру, своего жилья у нашей семьи нет. Пока ждали, у нас третий ребенок родился. Ютимся на съемном жилье, а люди, которые нас обманули, выкладывают в соцсетях фотографии, где они наслаждаются жизнью и отдыхают в престижных крымских отелях».

Татьяна Александрова тоже отдала деньги С. и почти три года ждет жилье. Мечтала об отдельном жилье для своего выросшего ребенка. Влезла в долги.

В 2023 году глава семейства С. исчез. Выяснилось: осудили и посадили за... мошенничество. Была у него история, связанная с другим домом, где тоже фигурировали неправедно нажитые средства. Когда вышел на свободу, еще отвечал на звонки, потом и он сам, и его жена вообще перестали общаться с людьми, у которых взяли деньги.

С каждого пострадавшего они получали от 1,6 до 3,5 млн рублей.

Здания есть, но их... нет

Но все эти события были, можно сказать, завязкой сюжета. А кульминация наступила в октябре прошлого года. Арбитражный суд Крыма признал супругу С., на которую были оформлены все документы, банкротом. Инициаторами процедуры стали люди, вложившие деньги в офисное здание, построенное на этом участке. Оно тоже возведено без документов и не оформлено. Недвижимость под арестом.

В январе супруги С. оформили развод, и муж теперь подал иск о дележе совместно нажитого имущества. Но живут, как утверждают пострадавшие, по-прежнему вместе.

Обо всех этих событиях восемь семей узнали в марте этого года, сразу же подали документы на то, чтобы их внесли в реестр кредиторов — важно иметь возможность влиять на процесс банкротства. Больше всего они опасаются, что имущество С. продадут. Формально — это только участок земли. Здания не оформлены, и для закона не существуют. В Симферополе стоимость земли в среднем, в зависимости от района — 300-750 тыс. рублей за сотку. Сколько можно получить: 4-5 миллионов? И если разделить на всех пострадавших — в том числе и «инвесторов» в офис, получатся очень скромные суммы.

«Наши мужчины, которые сейчас на СВО, просто не имели возможности узнать о банкротстве и о том, что мы можем потерять свои деньги, не получив жилья, — говорит Лариса Бердникова. — У них же там и телефоны мобильные не везде разрешено включать. Впрочем, от нас информацию о банкротстве просто скрывали. Нам очень важно, чтобы сейчас нас услышали, обратили внимание. Чтобы люди, забравшие у пострадавших 22 миллиона, не ушли от ответственности, не покинули страну. И чтобы мы получили шанс отстоять этот дом. Вряд ли у нас получится еще когда-то снова накопить денег на покупку квартиры».

Вместе с пострадавшими «АиФ-Крым» пытались связаться с владелицей участка, но на звонки она не отвечает.

Юрист Алена Тятюшкина пояснила, что включение пострадавших семей в реестр кредиторов С. — первая, самая необходимая ступенька к восстановлению их прав. А дальше — очень долгий путь, скорей всего — через суды.

Но как так получилось, что взрослые, умные люди с большим жизненным опытом стали жертвой обмана? «При совершении подобных сделок всегда стоит привлечь юриста, который специализируется на вопросах земли и недвижимости, — считает Алена Тятюшкина. — Какими бы привлекательными не были условия покупки недвижимости, как бы не был убедителен продавец, каким бы основательным не казался договор — эта помощь необходима. Только специалист знает о возможных «подводных камнях», о том, какие документы должны быть на руках у застройщика или продавца. Он в реальности может оценить, можно ли вообще на конкретном участке построить жилое здание, или нет».