От хамства до таракана
Неудавшаяся стрижка, хамство в такси, прокисшее молоко или развалившиеся сразу после покупки ботинки — каждый из нас хоть раз в жизни, но сталкивался с некачественным товаром или услугой. Но не каждый обращался в поисках справедливости к букве закона. Зачастую нам жалко времени и сил, гораздо проще посетовать родным на неприятность, махнуть рукой и забыть. Однако сейчас все чаще среди крымчан звучит фраза: «Буду обращаться в Роспотребнадзор».
«Около 70% проводимых проверок по обращениям граждан заканчиваются штрафами для продавцов некачественных товаров и услуг, — рассказала руководитель межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и Севастополю Наталья ПЕНЬКОВСКАЯ. — А вот проверок объектов торговли и общественного питания стало меньше в 8 раз по сравнению с 2013 годом. Связано это с тем, что в России есть определенные ограничения. Когда заявитель в Крыму обращается и фиксирует нарушение — не может просто так специалист Роспотребнадзора выйти и провести проверку на объекте. Такое обращение направляется в Минэкономразвития России – в Москву, и только после согласования специалист на месте может выйти на проверку».
Конечно, зачастую к моменту согласования проверки испорченного товара уже не оказывается. Но ведь может отыскаться иной бракованный товар, тогда продавец понесет наказание, а суммы штрафов в РФ значительно отличаются от украинских. Так что, всё-таки стимул уважать потребителя имеется.
Впрочем, уже сейчас крымчане близко к сердцу восприняли призыв защищать себя самостоятельно. Активисты создали в соцсетях «черные списки»: общий по Крыму и в каждом городе свой. Каждый пострадавший может рассказать о своём «приключении» и предупредить крымчан об опасности быть обманутым. Здесь чаще всего жалуются тоже на услуги: на водителей маршруток, на качество связи и Интернета, на обслуживание в той или иной сфере. Однако нередки и жалобы на продукты питания: фото таракана или куска стекла в еде уже никого не удивляет. Такие объединения неравнодушных граждан представляют собой большую силу, самые вопиющие случаи подхватывают журналисты, а за ними и власти, беря под контроль провинившиеся структуры.
В суд идем?
Что же делать, если ваши права нарушены? В первую очередь, особенно, если это услуга, к примеру, такси или парикмахерская, фиксируйте всё на фото или на видео. Если дело дойдет до суда, то это и будет ваша доказательная база. Кроме того, необходимо наличие двух свидетелей, кстати, это могут быть и родственники. Внимательно читайте договоры, которые собираетесь подписывать. Кстати, в Роспотребнадзоре советуют сначала попробовать решить дело полюбовно. Составьте письменное заявление к продавцу, требуя заменить товар, уменьшить цену, произвести бесплатный гарантийный ремонт или вернуть деньги, и отправьте его к обидчику заказным письмом с уведомлением, так он не сможет сказать, что вы не обращались к нему.
Если товар качественный но не подошёл вам по цвету, форме и прочим характеристикам вы вправе обменять его (за исключением товаров, не подлежащих обмену и возврату) в течение 14 дней с момента покупки на аналогичный товар других размера, формы, фасона, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.
При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара вы вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму
Кроме того, закон РФ не устанавливает нормы ценообразования на различные услуги, например, на изготовление и установку окон. Поэтому, если вы считаете, что цена завышена, просто откажитесь от услуги.
Возможность вернуть свои деньги есть и в случае, если вы приобрели товар через Интернет, когда главный офис находится в другом регионе страны. В этом случае срок продажи наступает с того момента, как вы получили товар по накладной, а не тогда, когда вы его заказали. Если гарантийный срок производителем или продавцом не определён, то его устанавливает закон.
Мнение
Жажда правды
Каких-то глобальных ситуаций, связанных с приобретением некачественного товара или получения недобровестной услуги в моей жизни не было, а мелкие ситуации я быстро забываю. Хотя я знаю, что люди стали чаще обращаться в органы по защите прав потребителя. Но причина этого не в том, что стало больше некачественного товара, а потому что люди стали больше жаловаться. Это запрос на социальную справедливость, который резко вырос после событий «Крымской весны».
Если раньше люди просто махали рукой на те или иные неприятности, которые с ними происходят, то теперь они ищут или стараются найти правду. Связано это с определенными ожиданиями от изменения политической ситуации и вхождения в Россию. Есть большой запрос на социальную справедливость, и это говорит об определенном уровне надежд к государству. Проблем больше не стало, они осталось на том же уровне, но люди поверили, что теперь можно найти управу на супостата и что их обидчики будут наказаны.
Андрей МАЛЬГИН, историк, политолог
Официально
Виктория ВОРОНОВА, эксперт отдела защиты прав потребителей межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и Севастополю:
— Разрешением имущественных споров сейчас занимаются судебные органы. Мы не можем вернуть деньги потребителю, потому что нет статьи в административном кодексе, которая бы привлекала к ответственности нерадивого продавца или исполнителя услуг. Но потребитель, когда обращается в суд, полностью освобождён от уплаты государственной пошлины и судебных расходов.
Кроме того, когда выносится решение в пользу потребителя, судом присуждается возмещение полной стоимости товара плюс 1% пени за каждый день просрочки со дня исхода сроков обращения по момент вынесения судебного решения. Также может быть принято решение о взыскании морального ущерба, ещё потребителю выплачивается 50% штрафа от суммы, присужденной в его пользу.
Комментарий
Степан КИСКИН, депутат Симферопольского горсовета:
— Я считаю, что защита прав потребителей в Крыму развита слабо. В Советском Союзе, да и какое-то время после его распада, защитников боялись, они имели право штрафовать и наказывать, за каждое нарушение привлекали еще и к финансовой ответственности. И перед ними трепетали не только в магазинах, но и на заправках, и в больницах. Сейчас же у них, практически, нет прав, беззубые они. Если вернуть старые или похожие на них законы, мы от этого только выиграем. Решать это нужно на федеральном уровне.
Цифры
1062 обращения в Роспотребнадзор поступили за 9 месяцев этого года.
53% от общего количества обращений — на некачественно оказанные услуги. 35% жалоб касаются непродовольственных товаров (бытовая техника, мебель, одежда, лекарства, обувь), 9% — на продукты, 7% — на ЖКХ.
Смотрите также:
- Украинское прошлое крымчан. Кто, как и когда будет вынужден вернуть кредиты →
- «Потребителя защитит конкуренция» – и.о руководителя крымского УФАС →
- Новая формула смерти. Спайсы дошли до Крыма →