«Коммунальные подарки», как известно, в Крыму преподносят дважды в год. Сначала – «под ёлочку»: так, чтобы новый год жители полуострова встретили уже с новыми тарифами. Затем – после окончания первого полугодия. И встречает эти новости большинство людей практически риторическим: «Шо, опять?»
Куда ж больше?
С тарифами на водоснабжение и водоотведение не все так просто. Как пояснил председатель республиканского Госкомитета по ценам и тарифам Юрий Новосад, почти 80% потребителей получают воду по сетям ГУП «Вода Крыма», и в прежний тариф это предприятие закладывало 4,5 рубля на ремонт сетей.
«Мероприятия были предусмотрены производственной программой, но не реализованы. Поэтому почти 60% потребителей «Воды Крыма» повышение не коснется, а для остальных тариф поднимется на 31 копейку», – отметил он.
Что касается других поставщиков, то предельный размер стоимости услуги по водоснабжению и водоотведению для населения установлен в 31,55 рублей за кубометр, вместо прежних 35 рублей. Все затраты предприятий выше этого тарифа компенсируются из бюджета Крыма.
По словам главы Госкомцен РК, в сфере водоснабжения и водоотведения реализуется ряд мероприятий для выравнивания тарифов. Под государственное регулирование попадают населённые пункты с населением от 100 тысяч человек и выше – Симферополь, Ялта, Евпатория и Керчь. В остальных городах и посёлках разница в стоимости услуги достигала 100%. Сейчас ее удалось стабилизировать хотя бы в пределах одного муниципального округа.
«С июня «Вода Крыма» полностью приняла Ленинский район: там потери воды большие, затраты большие, потребление – маленькое, себестоимость воды за кубометр составляет 90 рублей, – уточнил Юрий Новосад. – Для населения тариф установлен 31,55 рублей, а в целом еще с июля 2016 года «Вода Крыма» перешла на себестоимость по предприятию, а не по филиалам, как было раньше».
При значительных потерях воды в изношенных сетях в структуре тарифа 18% составляет компенсация за отпущенную, но не полученную потребителем услугу. Реальные потери по Керчи и Феодосии составляют 50-60 %, но МинЖКХ Крыма ведёт пересмотр и актуализацию ФЦП по изменению адресности предприятий-получателей для замены сетей и минимизации потерь. В услугу электроснабжения потери при транспортировке включены в объеме 14% от стоимости, а за газ и тепло в домах потребители платят без учета потерь в сетях.
С основаниями и без
Больнее всего по кошельку крымчан бьёт оплата теплоснабжения. Поэтому заявки ресурсоснабжающих организаций рассматривают особо внимательно. «Теплопоставляющие предприятия могут заявлять и 50%, и 60% и 70% повышения тарифа, но мы смотрим, насколько обоснованы потери. Зачастую у их руководства есть желание взимать с потребителей больше, но не имеется веских обоснований», – пояснил Юрий Новосад.
После переходного четырёхлетнего периода с постепенным повышением тарифов для населения, с этого года Крым присоединяется ко всероссийской практике единоразовой индексации стоимости услуг. Однако если вся Россия повышает тарифы на прогнозный индекс инфляции, то Крым – на 15% от совокупного платежа.
По состоянию на 1 января этого года средневзвешенный тариф для населения в республике был ниже соседних Краснодара и Ростова, а именно эти два региона закреплены за Крымом для сравнения. Так крымские потребители платили в среднем в 1,5 раза меньше за газ и электроэнергию, на 2-8 рублей за холодное водоснабжение и на 200-250 рублей за гигакалорию тепла.
Но это лето принесёт ещё и другие «сюрпризы» в виде роста тарифов.
По словам заместителя председателя Госкомцен РК Ольги Игошиной, с июля в Крыму также вырастет стоимость проезда в автобусах пригородного сообщения. Связано это, уточнила она, со значительным ростом стоимости топлива: если в 2016 году в тарифе стоимость дизтоплива была заложена по цене 36 рублей за литр, то сейчас солярку дешевле 49 рублей не купить. Поэтому за каждый пассажирокилометр перевозчики будут выставлять по 1,52 рублей за проезд.
«Городские перевозки пока остаются на прежнем уровне, – добавила Ольга Игошина. – С официальным заявлением о повышении тарифов к нам обратилось только МУП «Горавтотранс», и то, со следующего года. Пока тариф в 13 рублей покрывает текущие затраты перевозчиков, без расходов на обновление подвижного состава. Цифры называют разные, 17-18 рублей, но обоснования им нет».