В программе многих туристов, которые приезжают в Крым, поездка в дельфинарий — один из обязательных пунктов. Увлекательно, весело. А предпринимателям ещё и выгодно. Точнее, было до недавних пор, пока не приняли жёсткие требования по содержанию животных. Добросовестные бизнесмены принялись улучшать, расширять и вообще вкладываться в дельфиний быт. Остальные, наверное, будут вынуждены закрыть бизнес. Подробности - в материале krym.aif.ru
Служили науке
Материалы по изучению особенностей плавания дельфинов в дальнейшем были использованы в кораблестроении.
А в 70-х здесь изучали возможности использования афалин в боевых целях. Например, искать мины и противодействовать диверсантам. И на практике дельфины показали, что таки могут обнаруживать мины, торпеды и даже небольшие подводные лодки — и сообщать об этом.
В 70-х был основан Карадагский дельфинарий. Первые программы были посвящены изучению акустических сигналов морских млекопитающих. И по сей день там проводятся научные исследования. Дельфины также выступают перед публикой. Здесь десятилетиями нарабатывался опыт дрессировки, определены были условия, при которых животные чувствуют себя комфортно.
Вечно молодые
Чисто коммерческие проекты дельфинариев в Крыму — это уже украинская история. При этом власти тогда просто закрывали глаза на деятельность предпринимателей. Афалины — а именно они чаще всего становятся «актерами», краснокнижные. Бизнесмены организовывали вылов, оформляя его как спасение выброшенного на берег животного. Или просто заменяли «новичками» погибших в дельфинариях животных.
Увы, эта практика не прекратилась и в наши дни.
Младший научный сотрудник Карадагской научной станции Ирина Логоминова озвучивала в этом году историю о «вечно молодых» дельфинах в дельфинариях. По ее словам, большинство хвостатых «артистов» не соответствуют тем документам, которые на них имеются. Прежде всего, по возрасту. Предъявляются бумаги на дельфина, которому пятнадцать-двадцать лет — а по факту в бассейне животное трех-пяти лет.
Но при обнаружении такого подлога… сделать ничего нельзя. Проживший даже год-два в неволе дельфин уже на свободе не сможет выжить. В теории, можно животных реабилитировать, но это долгий процесс. И обязательно постепенно привыкать к свободе должна группа дельфинов.
«Шансов мало, что какая-то вольная стая примет чужака, — объяснил профессор Института биохимических технологий, экологии и фармации Крымского федерального университета Сергей Иванов. — Дельфины, судя по всем данным, общественные существа. Не по типу медоносных пчел или муравьев, у которых все на инстинктах: мудрых, но инстинктах. У дельфинов все, как у людей. Они живут семьями, родами. Общаются на своём языке, имеют свои обычаи. И чужаков, если и принимают, то только при определенных обстоятельствах и условиях. И первое условие — это, ну конечно, обилие пищи».
Сейчас в Крыму десяток дельфинариев. Скандально известный «Flipper», директор которого приказал выбросить вечером 2 ноября четырех животных в море, можно, наверное, уже не считать. Уже несколько дней в Севастополе, напомним, проводят спасательную операцию, разыскивая четырех афалин, которых «добрый» предприниматель «отпустил на волю». Пока надежда на спасение афалин, хоть и слабеющая с каждым днем, есть.