Урожая не будет? Крым получил «первое предупреждение»

Очевидно, «небесная канцелярия» намекнула, что всё хорошее когда-нибудь заканчивается. До этого осадки шли не просто в достаточном количестве, но ещё и вовремя — так, как нужно для развития растений на полях. И урожаи зерновых собирали достойные: хватало и на потребности Крыма, и для сдачи с госрезерв, и даже на продажу в Сирию.

   
   

Аномальная осень

Несколько недель назад Министерство сельского хозяйства РК сообщило о завершении сева озимых: 86,5% хозяйств управились с этими работами. Теперь вести с полей — печальные. И вырастет ли что-то на этих самых полях — большой вопрос.

Засуха, о которой не переставали говорить гидрологи, экологи, специалисты по сельскому хозяйству, пришла. Крым, для которого характерны циклы маловодных и «влажных» лет, переживал уже времена с жесточайшим дефицитом осадков. Например, в 1994 или 2009, 2011 годах. Но тогда работал Северо-Крымский канал…

Сейчас о вододефиците красноречиво говорит то, что пересохли реки, питающие крымские водохранилища естественного стока — Чёрная и Альма. В Каче, Бельбеке и Коккозке воды очень мало. Погода ясная и аномально тёплая. Даже старожилы не помнят, чтобы во второй половине ноября температура воздуха поднималась до 24-25 градусов тепла и держалась так долго.

Будут ли осадки в конце ноября — декабре? Возможно. Недавно вице-премьер республики — министр сельского хозяйства Крыма Андрей Рюмшин сообщил: из посеянных озимых культур взошли только 15%. «Предыдущие четыре года были для нас оптимальными: дожди проходили в свое время, — констатировал он. — Нам нужны до нового года дожди, если их не будет, тогда уже плохо».

Никакое орошение — а на него тоже воды нет, ситуацию не исправит.

   
   

Отсеялись слишком рано

Заведующая отделом полевых культур ФГБУ НИИ сельского хозяйства Крыма Людмила Радченко напомнила, что засушливым был и 2017 год, но всё-таки дожди в конце октября и начале ноября тогда прошли. А в этом году — нет.

«Есть поля с абсолютно сухой почвой, — отметила она. — И, как ни странно звучит, но для них всё ещё может сложиться оптимально. Пока семена лежат в почве, как в кладовке, а всходы они дадут после осадков. А вот с теми, которые проросли, хуже: для всходов им влаги нет. В проросшем же состоянии они долго находиться не могут — погибнут, если в ближайшие десять дней не пройдут дожди. Есть поля, на которых семена уже погибли».

Лучше всего сейчас ситуация на севере — в Красноперекопском, и на западе — в Сакском, Раздольненском, Черноморском районах. Эти территории всё-таки своей порции дождей дождались вовремя, поэтому поля там радуют зелёным цветом. Там взошло 50% от засеянного, в Черноморском районе — до 60%. 

А вот как всё сложится для остальных фермеров и сельхозпредприятий, зависит от множества условий, и не только от погодных.

Оказывается, «отсеявшиеся» в ранние сроки именно в этом году оказались в самом сложном положении. «В 2018-м те, кто сделал это рано, получили максимальный урожай, — объясняет Людмила Радченко. — И многие в этом году уже в сентябре начали сеять, хотя мы предупреждали: нельзя этого делать! Условия-то сейчас совсем другие».

В сложной ситуации и те сельхозпроизводители, что отсеялись на «паровые» поля — вспаханные и оставленные на одно лето пустыми. Там в почве сохранилась, как говорят ученые, «провокационная влага»: её достаточно, чтобы семена проросли и взошли, но мало, для развития растения.

Прогнозировать о том, что в следующем году скромный урожай (или, при самом плохом стечении обстоятельств, неурожай) зерновых сразу же вызовет подорожание муки и хлеба, ещё рано. Если даже оно и случится, то не резко — в Крыму достаточно запасов пшеницы урожаев прошлых лет.