Сразу скажу, самое ценное — сумку с деньгами - мне не доверили: лицо я материально безответственное. И подняться с постели в 3:30, как делает это кондуктор троллейбуса Юлия Лебеденкова, с которой предстояло поездить, не смог - на маршрут вышел чуть позже. И, проведя немало времени в троллейбусе, понял, что зря считал труд кондуктора лёгким.
Не спящая красавица
Ранним утром всех работников собирает машина «Крымтроллейбуса», ведь далеко не у каждого есть собственные «колёса». А в такое время спят даже таксисты. Уже на троллейбусной станции железнодорожного вокзала все, кому предстоит отправляться в рейс, осматриваются врачом: давление, температура и общий опрос. «И нередко бывает такое, что отправляешь человека с температурой домой. Он, может, и чувствует себя хорошо, уверяет, что в порядке и может работать, но на этот счёт инструкции строгие», — говорит врач Нина Прищепа. Водитель осматривает машину самостоятельно и расписывается в журнале о технической исправности. И — в путь!
Я зеваю, украдкой поглядываю вокруг: кто-то клюёт носом, кто-то прижимается щекой к стеклу, пытаясь урвать несколько минут дрёмы. А Юля порхает по салону! Вот как можно быть такой бодрой, просыпаясь даже еще не утром, а ночью?
«С раннего утра люди встречаются одни и те же, — начинает рассказывать, оборачиваясь ко мне, она. — Первые троллейбусы появляются на маршруте в 4.30. Поэтому каждого знаешь в лицо. Люди ещё толком не проснулись и как сонные мухи. А вот час пик наступает часов с семи-восьми утра».
Наш троллейбус — № 21, бежит от железнодорожного вокзала Симферополя до села Перевальное. Усатый мужчина с удочкой занимает кресло у окна, чтобы места было побольше для торбы. Задумчиво смотрит вдаль — наверняка мечтает о хорошем улове. Бабушка с сумками занимает сиденье за водителем, школьники и студенты традиционно располагаются на корме «рогатого».
«Троллейбус — как дом, — улыбается Юлия Лебеденкова. — Ты не чувствуешь себя здесь посторонним пассажиром. Да и в любом другом транспорте тоже. Общаешься с кем-то, заводишь новые знакомства, беседуешь. В одном месте столько разных и интересных людей. Наблюдательному человеку это очень занимательно. Взглянешь — и уже ясно, что на душе. Бывают пассажиры, которые могут оскорбить и дебоширить — не потому, что я что-то не так сделала, а чтобы выплеснуть на кого-то свои огорчения, агрессию. Поругался — вышел, уже улыбаясь. А мне-то ещё целый день работать. Поэтому выработался защитный барьер, не обращаю внимание на обидные слова, не вступаю в перепалку. Впрочем, настроение другие пассажиры поднимают».
Кондукторов в Симферополе - всего около 20 человек. В основном они курсируют с водителями троллейбусных сцепок («гармошки»), где всего не проконтролируешь. И водители предпочитают работать с кондуктором: «зайцев» меньше. По дороге через долину по Ялтинской трассе тоже нужна помощь — слишком много остановок, слишком большая разница в цене за проезд.
Главный инструмент кондуктора — кассовый аппарат, на каждого пассажира уходит до минуты работы: чтобы распечатать небольшой билет, дать сдачу. И нужно найти среди десятков станций посадки ту, на которой зашел пассажир, после указать место прибытия и группу — льготная или нет. Льготникам тоже полагается чек, правда, с одними нулями вместо уплаченной суммы.
Будьте добрее
«На линии (так называют путь вдоль маршрута Симферополь-Ялта- авт.) люди мягче, — делится наблюдениями Юлия. — Они чаще улыбаются, может, здесь воздух лучше? В городе люди куда-то спешат, они грубее и резче. Разница эта заметна. И жители долины редко пытаются сэкономить на проезде. В городе же прокатиться остановку бесплатно – не проблема. Большая часть «зайцев» и нарушителей — молодёжь».
Старые «Шкоды» 9ТР и 14ТР между собой работники называют «аппарат» — за крепость. По большому счёту, они своё уже давно отходили, но продолжают работать. Как-то даже чешские специалисты, приезжавшие в Симферополь, увидев эти модели троллейбусов исправно работающими с 60-х годов, были удивлены. Но «аппаратам» пришла смена. Новенькие машины стали пользоваться большей популярность. И кондукторы стали замечать это по потоку пассажиров.
В салоне всегда движение, торопясь, люди нередко теряют или забывают вещи — от зонтиков и перчаток до свертков и коробок. Если что-то забыли, кондуктор сообщает диспетчеру.
Бывают и ЧП. Юле как-то пришлось вызывать «скорую» для пассажирки, у которой внезапно подскочило давление: остановились, ждали бригаду. Случай, собственно, интересен не тем, что кондуктору пришлось вспоминать навыки первой помощи — удивила реакция некоторых пассажиров. Те искренно возмущались долгой остановкой.
За разговором и воспоминаниями подъехали к конечной остановке маршрута — ехали час лишь в одну сторону. А смена Юли заканчивается к обеду, ей предстоит сдать кассу, пересчитать деньги. Я устал. А по Юле не видно. И «рогатому» ещё предстоит трудиться.
Смотрите также:
- Наступление на «хвост». Эксперт об очередях и нехватке врачей в больницах →
- Примерный семьянин. Серийный убийца украшения, снятые с жертв, дарил жене →
- История о выеденном яйце. Мастер может превратить скорлупу в кружево →