Весна в Крыму всегда начинается с обсуждения видов на урожай и тех, кто может помешать воплощению этих планов. Несколько дней назад «прилетело» очередное «саранчовое предупреждение».
Более 5% площадей в южных регионах России заселены саранчой. Как обстоят дела на полуострове, выяснил «АиФ-Крым».
Тревожный прогноз
Тревожное сообщение опубликовал Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. И.о. директора Владимир Мошков озвучил прогноз: осложнение ситуации возможно в Чечне, Ставропольском крае, Астраханской, Ростовской и Волгоградской областях, Республиках Калмыкия, Крым и Кабардино-Балкарии.
По его данным, уже более 5% площадей в южных регионах заселены вредителями. При этом саранчовые продолжают расширять площадь своих угодий. В прошлом году, например, их обнаружили на 1,36 млн гектарах.
В Крыму, рассказала энтомолог Елена Журавлёва, вредить сельхозугодьям могут несколько видов. Например, итальянский прус. «Когда идём по степи, из-под ног выпархивают крупные насекомые, похожие на кузнечиков с розоватыми задними крыльями, — описывает пруса Елена Журавлёва. — Есть на полуострове и перелётная азиатская саранча. Это те виды, которые у нас обосновались давно и периодически дают вспышки численности. Очагово встречается саранча мароккская — чужеродный вид, появившийся в Крыму несколько лет назад».
Внезапных массовых нашествий этих обжор-вегетарианцев в Крыму не было очень давно. Все они — под наблюдением специалистов крымского подразделения Россельзхозцентра. Мониторятся территории, учитываются количество кубышек с отложенными яйцами саранчовых в пересчете на гектар. Это помогает прогнозировать плотность популяции опасных вредителей и быть готовыми к вспышке численности.
Особенностью саранчовых вредителей является две фазы развития — одиночная и стадная, которые весьма отличны и внешне и в поведении.
В одиночной насекомые живут обособленно. И когда им хватает пищи — а ею могут быть сорняки, тростник и другие растения — особого вреда не приносят. Но в засушливые и скудные на зелень годы саранча претерпевает значительные метаморфозы – у неё появляется яркий окрас, насекомые собираются в кулиги, а затем, когда отрастают крылья, собираются в стаи.
Эй, залётные!
В Крым могут заглядывать с визитами и «понаехавшие». Например, тот же итальянский прус способен мигрировать из астраханской или калмыцких степей. Или вообще долететь из Казахстана.
Полчища вредителей могут преодолевать значительные расстояния без перерыва до 20 часов со скоростью 15-20 км/ч. и ни разу не приземлиться. Тучи саранчи могут достигать до 10 км в ширину и до 200 км в длину. Всего пара дней попутного ветра и саранча из азиатского континента может прибыть на полуостров. У перелётной саранчи практически нет гастрономических предпочтений. Она пожирает всё, вплоть до овощей, плодовых деревьев, винограда. И чем жарче засушливее будет погода, тем больше она съедает, пытаясь получить влагу из растений.
Опасны они не только тем, что преодолевают большие расстояния. Они ещё и очень быстро размножаются.
Пока единственное средство борьбы с саранчовыми при угрозе формирования перелётных стай — химический метод.
«Биологическими методами борьбу, если идёт вспышка, уже вести нельзя — пояснила Елена Журавлёва. — Это хорошо для сдерживания численности, для предупреждения. «Саранчовые годы» связаны с погодой. Этот год у нас с продолжительной и холодной весной, обильными осадками. Если май не будет совсем сухим, а лето слишком жарким, можно осторожно прогнозировать, что нашествие саранчовых маловероятно.
Интересно, что вспышки численности саранчовых связаны и с солнечной активностью – чем больше вспышек на солнце, тем выше демография саранчовых. Периодичность такого цикла – 11-12 лет. Интенсивность солнечной активности описывают числа Вольфа — это количество пятен на Солнце, видимых в данный момент. Обсерватория в Брюсселе, публикует ежемесячные бюллетени индекса солнечных пятен и долгосрочных солнечных наблюдений, и при желании можно сопоставить процессы на Солнце и уже известные данные о реакции на них саранчовых».
Кстати, не раз и не два в последние годы от «саранчовых истерик» страдали другие насекомые. Наслушавшиеся сообщений о вредителях туристы и крымчане безжалостно истребляли насекомых, хоть как-то напоминающих саранчовых. Как, например, лет десять назад, когда на полуострове случилась вспышка численности серого кузнечика. Под горячую руку, конечно, попадали и другие виды, в том числе, краснокнижные. Так что, если вы не энтомолог и не агроном по защите растений, не стоит осуществлять самосуд над любым представителем фауны. Даже над саранчой.