Две больших мечты витают уже полтора десятка лет над Крымским полуостровом: «растянуть» курортный сезон — и привлечь людей в места, ранее не избалованные потоком туристов. И вроде рецепт есть: проведение фестивалей, особенно многодневных, куда специально будут приезжать люди.
Три года назад прекратил свое существование самый раскрученный и известный далеко за пределами Крыма фестиваль электронной музыки и клубной культуры КаZантип. С 2001 года на песчаном берегу Каркинитского залива в селе Поповка Сакского района съезжались десятки тысяч людей.
Но так получилось, что однажды фестиваль «попросили» из Крыма. Он продолжает жить, но уже на берегу другого моря. Ничего подобного по масштабам, творческому размаху, яркости арт-составляющей и атмосфере в Крыму даже не видно на горизонте. Каково крымскому турбизнесу без него, «АиФ-Крым» спросили у знатока Крыма, руководителя туристической компании Ивана Коваленко.
Что имели
Анна Кириенко, «АиФ-Крым»: Что потерял Крым после ухода главного молодёжного фестиваля?
Иван Коваленко: Он был главным событийным мероприятием Крыма. Мы, равно как и туроператоры Москвы, Киева, Минска возили группы туристов на КаZантип. Каждую неделю я возил по 40-50 человек, которые приобретали пакет: проезд на поезде до Симферополя, трансфер с экскурсионным обслуживанием на автобусе в Поповку и проживание в одном из отелей.
О том, как разрослась Поповка благодаря фестивалю, можно и не говорить. Из одной улицы вырос целый город, и КаZантип был градообразующим предприятием. С окрестных сел везли продукты, крымские производители напитков за неполный месяц делали квартальную выручку, да и остальные производители юго-западного и западного Крыма старались не пропустить возможность заработать на посетителях фестиваля.
— Фестиваль упрекали в пропаганде и распространении наркотиков. Насколько это действительно имело место быть?
— Считаю, что КаZантип незаслуженно обидели, обвинив во всех смертных грехах и растлении молодежи. Я сам ездил на фестиваль с 2005 года и ни разу не видел открытого употребления наркотиков. Огромная толпа гостей в 20 тысяч человек, понятно, что за каждого нельзя поручиться, но все танцуют, все улыбаются, и никто не проявляет агрессии. Всегда был серьезный контроль, как на входе, так и внутри фестивальной площадки. Статус международного музыкально-спортивного мероприятия обязывал пресекать любые попытки сбыта наркотиков.
— Появился ли за три года какой-то равнозначный проект?
— До сих пор ничего подобного не создали. Есть Extreme Крым, есть Koktebel Jazz Party, и мы туда ездим, но это проекты для узкой целевой аудитории. А у КаZантипа была совершенно уникальная идея, собственная аура, сумасшедшая атмосфера добра и блага в окружении фантастической архитектуры. В Поповке студенты Московского архитектурного института могли реализовать свои дипломные работы на основе мягких оболочек в виде инсталляций и арт-объектов в духе Сальвадора Дали.
Я видел этот фестиваль как пионерлагерь для взрослых. Дети в возрасте 25-40 лет вновь хотели провести смену, дурачась, бегая по морю и кидаясь друг в друга краской. С ночными танцами, шампанским из горла, солнечными ваннами топлес и все тем, что не противозаконно, но по-студенчески безбашенно.
Была тюрьма — стал курорт
— Расскажите, где и как поживает сейчас фестиваль, который «ушёл» из Крыма?
— После нескольких попыток сделать фестиваль в Грузии и Камбодже «бывший крымчанин» прижился во Вьетнаме на остров Фукуок. С 2015 года вьетнамские власти реализуют программу создания на Фукуоке международного курорта. Раньше там располагалась военная база США с самой страшной тюрьмой, которая сейчас преобразована в мемориальный комплекс. Благодаря налоговым льготам, гостиничные сети возводят на Фукуоке высотные комплексы, а широкая песчаная береговая полоса находится в свободном доступе. Это зимой на Фукуок запустили первые чартеры из России, и скоро география полетов станет еще шире. В общем, остров в Сиамском заливе станет для россиян таким же местом отдыха, как Египет или Турция. Местное население старается учить русский язык, поскольку английский для них - язык агрессора.
Наш КаZантип поменял не только Чёрное море на Южно-Китайское, лето на зиму, но и обрел новое имя — EpiZode, как символ того, что весь мир театр, и мы в нем актёры эпизода нашей жизни.
— В чём существенное отличие от того, что было в Крыму?
— Душу крымского фестиваля составляли те, кто стремился к карнавалу, кто ценил своего внутреннего клоуна и не стеснялся выпустить его наружу. Сейчас прилететь на Фукуок стоит серьёзных денег, и позволить себе купить авиабилет студенты уже не могут. А без этой бесшабашной массовки граждане Республики Z в возрасте от 30 и старше, хоть и прибывшие, как положено, в новых карнавальных костюмах, стали исключением на фоне новых адептов. Туристы из Ирландии, Германии, США, Австралии составляли большинство. Для них это было открытие. Звёзд российского шоу-бизнеса мы тоже видели, как и VIP-ов, перед которыми специально обученные вьетнамцы расстилали ковровые дорожки на песке. Но без фриков, праздников, молодежного задора и карнавала, фестиваль, как мне кажется, потеряет дух КаZантипа.
— А есть ли шанс вернуть его в Крым?
— Мне кажется, что есть шансы соединить два берега двух морей одним проектом. Зимой EpiZode на Фукуоке, летом — КаZантип в Поповке. Организаторам это по плечу и по кайфу. Тем более, что после открытия моста через Керченский пролив Крым вновь станет доступным для молодежного отдыха. А эта аудитория потребует свежих, интересных и наполненных энергией и счастьем проектов.
Смотрите также:
- «Происходящее на Украине вызывает слёзы». Звезда «Х-фактора» о жизни и шоу →
- Почему мы несчастливы: о радости, гнёте больших городов и крике в подушку →
- «Зиночка, выйди!». Как классики «жгли» сердца нецензурным глаголом →