Всё – в бюджет. Недвижимость украинских богачей «ушла с молотка»

Дом, в котором находится бывшая квартира Владимира Зеленского. © / Наталья Алешина / АиФ-Крым

В Крыму прошли аукционы, на которых было продано ранее национализированное имущество. Принадлежало оно не только украинским олигархам, но и «скромным» миллионерам, а также их зарубежным компаньонам. Под национализацию оно попало, так как владельцы открыто и неявно финансово поддерживали националистическое правительство «незалежной».

   
   

Что известно о судьбе имущества украинских богачей, выяснил krym.aif.ru.

Куда направят деньги?

Довольно долго, до начала СВО, некоторые дельцы из соседнего государства сохраняли свой бизнес, известные политики и «люди при власти» — недвижимость. Они старались не делать политических заявлений, даже оформили имущество по требованиям российского законодательства. Но с февраля прошлого года ситуация изменилась: все эти люди — неважно, охотно или нет – демонстрируют лояльность к действующей украинской власти.

И в Крыму решили не давать им возможность зарабатывать и просто сохранить что-то ценное.

Как рассказал председатель Госсовета Республики Крым Владимир Константинов, уже состоялись восемь открытых аукционов, где было продано ранее национализированное имущество. Речь идёт, отметил он, о коммерческой и жилой недвижимости в разных городах Крыма.

«Заключены договоры купли-продажи на сумму свыше 815 млн рублей, — отметил спикер крымского парламента. — Сейчас на открытых аукционах размещены извещения о продаже четырёх жилых помещений. От их реализации в бюджет Крыма планируются поступления на сумму порядка 27 млн рублей».

В ближайшем будущем планируется реализовать с аукционов ещё около ста разных объектов недвижимости. Ожидается, что выручка от этих аукционов составит более 800 млн рублей. Среди них — имущество и постройки здравниц, жилые, торговые и коммерческие помещения. «Вишенкой на торте» этой партии национализированного имущества станет продажа квартиры, когда-то принадлежавшей нынешнему президенту Украины Владимиру Зеленскому и его жене.

   
   

Напомним, трёхкомнатый пентхаус площадью более 120 квадратов находится в жилищном комплексе «Император» с видом на знаменитую царскую резиденцию — Ливадийский дворец.

С 2014 года, средства, вырученные от продажи национализированного имущества, отдельными траншами перечислялись в Фонд защиты вкладчиков (ФЗВ). Он возмещал убытки крымчанам, пострадавшим от ухода украинских банков с полуострова. Те покинули Крым, не прощаясь, не давая возможности вернуть вклады. По данным ФЗВ, по состоянию на 1 сентября 2023 года, компенсационные выплаты до 700 тыс. руб., получили 219,7 тысячи человек.

Глава Крыма Сергей Аксёнов ранее упоминал, что вырученные средства от продажи на аукционах имущества украинских миллионеров и миллиардеров будут потрачены и на помощь участникам СВО и их семьям.

Как шла национализация?

Первая национализация прошла в Крыму в марте 2014-го и длилась почти год. «Под раздачу» первыми попали украинские олигархи, владевшие жизненно важными для республики предприятиями: добывающей промышленности, энергетики, связи и т.д. Затем очередь дошла о некоторых здравниц. Например, крымской собственностью стали пансионаты «Энергетик», «Массандра», «Кастрополь», гостиница «Крым», санаторный комплекс «Айвазовское». Пошла национализация заводов, компаний. Самые крупные украинские акулы бизнеса, потерявшие добро в Крыму — Сергей Тарута, Игорь Коломойский, Ринат Ахметов.

Всего тогда 480 предприятий и организаций, принадлежавших украинским бизнесменам, перешли в собственность республики. Если говорить об объектах, которые являлись их частями, то счёт шёл на тысячи.

Второй этап стартовал в начале 2022 года.

В апреле были одобрены поправки в Гражданский Кодекс, которые позволяют принудительно изымать имущество у иностранцев, совершивших недружественные действия в отношении России. А в октябре крымский парламент принял ещё один закон. Он разрешает признавать собственностью республики имущество граждан, «связанных с недружественными государствами, а также их бенефициаров и находящихся под контролем иностранных лиц».

Все лазейки, позволяющие врагам России сохранить бизнес и имущество в Крыму, были перекрыты.

Три иностранных юрлица с более чем 130 объектами в конце года лишились своего добра, находящегося на полуострове. Потом крымский парламент заявил: «Всё, кина не будет!» в адрес экс-премьера Украины Арсения Яценюка. И национализировал кинотеатр «Сатурн IMAX» в Ялте, который приносил доход сбежавшему в США украинскому политику.

В феврале 2023 года был обнародован перечень из более чем 700 объектов недвижимости и бизнеса, принадлежавших недружественным политикам и бизнесменам «незалежной».

В «пострадавших» оказались и украинские олигархи — Ахметов, Коломойский и Тарута, которые, оказывается, смогли как-то замаскировать свою связь с этим имуществом. А также другие бизнесмены, политики, сотрудники украинских правоохранительных структур и т.д.

В собственность республики тогда перешли земельные участки, здания и помещения, недострои.

В мае 2023-го в Крыму национализировали ещё 57 объектов, в числе которых оказались торговые площади в Ялте, винодельня, сельхозпредприятие, здание в Симферополе, принадлежавшее запрещённому в России экстремистскому меджлису. И — та самая ливадийская квартира четы Зеленских.

Скорей всего, в ближайшие месяцы крымчане узнают о новых национализированных объектах. Потому, что продолжает работать Антитеррористическая комиссия: она выявляет имущество украинских богачей на территории Крыма.

КСТАТИ
В феврале 2022 года Кабмин Украины принял решение конфисковать евпаторийскую квартиру и долю в предприятии у ректора Белгородского университета Олега Полухина. А также квартиру и нежилое помещение в Ялте, принадлежащие ректору Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ Анатолию Торкунову. Оба ректора высказывались о необходимости демилитаризации Украины и поддержали СВО. На бумаге собственность конфисковали и передали в управление украинскому Фонду госимущества. То, что на практике всё это неосуществимо и никогда не может быть исполнено, никого не волновало. В параллельном мире, где живут украинские политики, это мероприятие, видимо, выглядело достойным «актом возмездия».