На днях крымчане убедились в существовании пришельцев из параллельных миров. Министерство информационной политики Украины всерьёз заявило о «переименовании в ближайшем будущем 69 городов в Крыму». Это ничего, что в Крыму всего 11 городов: заявление сделано, сроки поставлены. К зиме этого года идею собираются воплотить.
Дежавю
Громкое заявление прозвучало накануне Дня памяти депортированных крымских татар — эдакий красивый демонстрационный жест в сторону обосновавшихся в Киеве бывших лидеров меджлиса. Ведь именно они 23 года декларировали необходимость возвращения полуострову исторических названий.
Впрочем, всё это оставалось на уровне «говорильни». В 2008 году в украинский парламент был представлен законопроект депутата-радикала Олеся Дония о «возвращении исторической топонимики». Он был настолько сырой и декларативный, что не имел шансов пройти даже в первом чтении.
Борис Вахрушев, председатель отделения Русского географического общества в Республике Крым, декан географического факультета КФУ отмечает: переименование населенных пунктов на своей территории — право государства. «Если украинские деятели считают, что Крым это — Украина, имеют право для себя что-то переименовывать, — пояснил он. — Так они и в Африке могут названия поменять. Юридически Крым подчиняется России, это подтверждают постановления Госдумы РФ, Госсовета республики. А вот как поведут себя другие страны, уже зависит от политики. Кто-то может признать украинское переименование, внести изменённые названия на свои карты. Америка и Европа могут признать, Китай и все остальные страны — не признают».
Услышат всех
Впрочем, сами крымчане выход нашли: там, где люди действительно хотели, чтобы историческое название помнили, чтобы его видели туристы, ставили указатели с двойными именами.
Нужен ли Крыму какой-то специальный «топонимический закон»? Нет, потому что в прошлом году Госсовет РК принял закон об административно-территориальном устройстве республики.
Всё, что требуется — инициатива самих жителей, причём, обсуждённая и одобренная большинством жителей. Протокол схода (общего собрания) — один из важных документов, который должен быть подан в пакете вместе с пояснительной запиской о целесообразности переименования, сведениях о жителях, национальном составе, решением органов местного самоуправления и т.д. Решение о переименовании принимает Госсовет республики.
Такой порядок гарантирует, что все мнения будут услышаны и учтены, а изучение происхождения названия села не приведёт к тому, что бездумно будет зачёркнута память о людях, в честь которых были переименованы населённые пункты. С 1948 по 1952 год около 140 сёл получили имена героев Великой Отечественной, к нашему времени их осталось меньше ста — остальные перестали существовать.
«Зачем киевским «дядькам» нужно было заявлять о переименованиях в Крыму? Да чтобы сделать вид, что они на что-то могут влиять. Решать, что и где переименовывать — право крымчан. Хотя можно сказать спасибо этим балбесам в Киеве за то, что продемонстрировали нам, как не надо решать этот вопрос. Нет единого правильного решения о восстановлении топонимики, в каждом случае учитываются все местные особенности, мнение самих жителей».
Смотрите также:
- Украина боится правды. О довоенных названиях и «двойных» указателях →
- Псевдосети Ислям-Терека, или Топ-5 украинских заявлений о Крыме →
- Без истерик: откажутся ли города Крыма от побратимов →