Кажется, что девушка парит в невесомости, а полотнища — просто декорация, на фоне которой так хорошо просматривается каждое движение ее тренированного тела. Почти незаметное движение — и она скользит головой вниз, потом разжимается рука… Зрители переводят дыхание, но расслабляются только, когда выступление завершено.
Мода на полотна перекочевала в спортивные залы из цирка. Номера, в которых гимнасты, как по лестнице, по ткани карабкаются под купол, делают в воздухе различные па, бесстрашно срываются вниз — одни из самых зрелищных.
«Снаряд» из ткани
Катю Шинтябину саму легко можно принять за ученицу: тоненькая, как тростинка, высокая блондинка с длинными волосами и открытым взглядом. В этом году Катя окончила университет: специалист по международной экономике.
Посередине небольшого зала, где мы общаемся, пол и потолок скреплены шестом-пилоном. Здесь в течение двух лет Катя постигала азы танцев, а когда вышла на определенный профессиональный уровень и стало скучно, решила попробовать себя на новом «снаряде» — полотнах.
«Для Симферополя - это новое направление, наш зал — первое место, где повесили полотна, ещё, знаю, есть студия в Севастополе», — объясняет она.
Впервые трюки на полотнах она увидела в цирке, понравилось, да так, что захотела попробовать. Съездила на недельный мастер-класс в Донецк, там ее научили азам, а практиковаться и идти дальше пришлось самостоятельно. Незнакомые элементы Катя учила по видео, были, конечно, трудности и ошибки, но со временем танцы на полотнах стали ее родной стихией.
Удержаться от соблазна получить свою порцию адреналина я, конечно, не смогла. И Катя охотно соглашается научить меня нескольким элементам. У танцоров на полотнах свои требования к тренировочной одежде. Основное условие – закрытые колени.
Иначе могут быть ожоги: их можно получить, когда скользишь, обхватив полотна голыми ногами. А вот перчатки совсем ни к чему - мозолей у танцоров на полотнах не бывает.
К счастью, спортивный зал – не цирк, он уступает и в размерах, и по высоте. И меня это даже радует. Невольно перевожу взгляд с потолка на пол, пытаясь определить между ними расстояние.
«Для начинающих вполне достаточно, — перехватив мой взгляд, успокаивает Катя. — По техническим нормам, минимальная высота должна быть пять метров или хотя бы два человеческих роста, плюс, запас метра полтора».
Прежде, чем взяться за полотно, нужно размять и подготовить к растяжке тело. Процесс утомительный и долгий, разминка занимает 30 минут полуторачасового занятия. От того, как разогреты мышцы и суставы, зависит и безопасность.
Размер полотна рассчитывают, умножая высоту на два, плюс дается запас полтора метра. На высоте пять метров получается около 9-10 метров ткани.
Без страховки
Тренер распутывает узел, и розовые струи ударяют в пол. Она обматывает запястья тканью и подтягивается на руках. Раздается пугающий скрежет – от нагрузки скрипит крепление. Катя понимающе кивает: поначалу ее это тоже настораживало. Потом привыкла.
Кольцо крепления — вертлюг, выдерживает динамическую нагрузку до 20 тысяч килограммов. Ограничений по весу нет. Да и по возрасту. Самой старшей ученице Кати - 47, младшей - 13 лет. За полтора месяца новички учатся выполнять 150 базовых упражнений, в том числе, сложных.
Она беззаботно щебечет из-под потолка, успевая продемонстрировать несколько элементов. Со стороны все выглядит красиво, изящно и легко.
«На небольшой высоте сорваться сложно. Ты либо завязан, либо устойчиво опираешься на полотно, — объясняет Катя. — И потом, поначалу запрещаешь ученикам отрывать руки от полотна, следишь за тем, чтобы они обязательно придерживались одной рукой. Это вообще не страшно!»
В доказательство Катя делает «обрыв»: срывается вниз на разматывающихся полотнах и тормозит в нескольких сантиметрах от пола. То, что, по идее, должно успокоить, вызывает у меня обратную реакцию. Спрашиваю о страховке.
«Страховку, как в цирке, на тросах, здесь не сделаешь из-за постоянных обмоток. Ты просто запутаешься тогда и можешь сам себя удавить, — рассказывает Катя. — Поэтому страховка здесь — маты, которые лежат на полу, и тренер, который следит за правильностью выполнения упражнений», — улыбается мой тренер.
Все-таки любопытство оказывается сильнее страха. Обхватываю руками ткань и подтягиваюсь на трясущихся от напряжения руках. В это время Катя обматывает мои ноги. Это должен делать сам ученик, но, как новичку, для меня сделали исключение. Два-три завитка, и нога словно стоит на ступени. Находишь баланс и чувствуешь себя вполне уверенно, но не покидает ощущение, будто находишься на борту корабля, танцующего на волнах. Все мышцы напряжены. Ленты до боли сдавливают щиколотку.
Катя предлагает сделать хотя бы одно упражнение на полотне. Самое примитивное: колени поджимаются к груди, человек на счет «восемь» держит пресс.
Поджать к груди колени, вцепившись мертвой хваткой в полотна руками, удается только со второй попытки. «Надо меньше есть!» — отзывается мозг. Пальцы немеют, руки дрожат. До конца счета не выдерживаю, на «четыре» ноги уходят вниз. Выдыхаю с облегчением.
«После этого идет переворот, рука обхватывает полотно, человек в полугруппировке переворачивается вниз головой и ищет баланс, — продолжает Катя, словно не замечая моих страданий. – Потом - стоечка: выпрямляешь ноги».
Руки немного отдохнули, и я решаюсь на ещё один элемент. Закрепившись за полотно ступнями, делаю упор на руки, и. ноги легко разъезжаются в продольный шпагат. Я ликую.
Катю моя реакция веселит. Дав время на радость, она вскоре возвращает с небес на землю.
«Это не классический шпагат, который человек делает на земле. На полотнах, под своим весом, на расслаблении, мы просаживаемся намного ниже и проворачиваемся в одну сторону».
Свою порцию эмоций и нагрузки я, кажется, получила. А через сутки эта легкость дает о себе знать: ноют руки и безумно болит пресс. В течение двух дней не могу даже присесть без боли. Радует одно: если пресс болит, значит, он у меня все-таки есть!
Смотрите также:
- «Вся борьба внутри меня». Крымский силач поднял на Ай-Петри штангу в 50 кг →
- Железная леди. Крымчанка поднимает штангу в 2,5 раза больше своего веса →
- Как стричь «вслепую» →