«Тревожить кости»
Этой осенью Крым уже не в первый раз становится премьерной площадкой для демонстрации новых фильмов российского и мирового масштаба. Буквально месяц назад здесь с красной дорожкой, цветами, пресс-конференциями презентовал свой новый фильм «Солнечный удар» Никита Михалков. А начало ноября в культурной жизни Крыма ознаменовалось премьерой фильма Дениса Банникова «Дуэль. Лермонтов-Пушкин», снятого в жанре альтернативной истории. Значительная часть съёмок картины проходила в Крыму, роли Натальи Гончаровой и Михаила Лермонтова исполнили севастопольские актёры, военные реконструкторы полуострова участвовали в сражениях на экране, поэтому неудивительно, что авторы картины хотели устроить специальный показ в Севастополе. Однако премьера фильма, назначенная на 5 ноября, запомнилась скандалом.
Режиссёр картины Денис Банников рассказывает, что уже сев в самолёт в Крым, получил СМС о том, что показа а Севастополе не будет. По словам кастинг-менеджера проекта, заместителя генерального директора СЦКИ Альбины Александровой замгубернатора Севастополя Александр Пушкарёв, не посмотрев ни одного кадра фильма, сказал, что «никому не позволит тревожить кости Пушкина и Лермонтова, переписывать историю и снимать то, чего не было».
«Я пыталась рассказать, что историческая альтернатива, поданная в фильме – это художественная интерпретация автора. Что Министерство культуры РФ выдало нам прокатное удостоверение, согласно которому фильм можно показывать в любых городах России, но меня просто не слышали. Меня обвинили в нарушении субординации и сказали, что фильма в Севастополе не будет», – рассказывает Альбина Александрова.
Премьеру в срочном порядке перенесли в Симферополь. Министр культуры РК Арина Новосельская ничего предосудительного в картине не увидела и предложила артистам презентовать свой фильм в кинотеатре «Космос».
А буквально за три часа до начала показа «Российская газета» опубликовала опровержение севастопольского чиновника на информацию о запрете премьеры в городе. Пушкарёв заявил, что никаких запретов на демонстрацию фильма в Севастополе не давал и «непосредственно к нему с вопросом организации проката фильма или демонстрации его премьеры никто не обращался, и у него «не было и прямого общения с организаторами кинопоказа или журналистами».
При этом он признаёт, что рабочий разговор у него с замдиректора Севастопольского центра культуры и искусства (которая является кастинг-менеджером проекта и занималось организацией премьерного показа – прим. ред.) был.
«Состоялся только рабочий разговор с замдиректора Севастопольского центра культуры и искусства, которая передала просьбу организаторов о бесплатном предоставлении зала для премьеры. В этом им было отказано», – подчеркнул чиновник.
После этого ответа организаторы показа решили для себя на дальнейшие встречи с чиновниками ходить с диктофонами. Но премьера состоялась, а осадок остался.
«Как можно запретить народу Севастополя, который недавно показал, что сам умеет сделать правильный выбор, просмотр фильма? – не может понять режиссёр Денис Банников. – При том, что в картине нет ничего запрещённого законом, даже сцен эротического содержания».
Впрочем, обсуждать слова, от которых их автор уже отказался, смысла не было.
Воскрешение гениев
Кто из нас, изучая в школьные годы биографии и творчество Пушкина и Лермонтова, не сокрушался об их ранней смерти. И не придумывал для себя другое завершение смертоносных для гениев дуэлей? Этим занимался и режиссёр Денис Банников. Освоив кинематографическое искусство, он решил свои мечты реализовать в фильме, снятом к юбилею Михаила Юрьевича Лермонтова.
В основе сюжета – историческая альтернатива. Автор сценария, он же режиссёр, поместил реальных персонажей русской истории и культуры в вымышленные обстоятельства 1857 года. Выиграна Крымская война. Россией по-прежнему правит Николай I. На экране - Пушкин, Лермонтов, Бенкендорф, Вяземский, Гончарова и даже Грибоедов.
Мы видим постаревшего Пушкина, Наталью Гончарову, их уже выросших красавиц-дочерей. Всё таким же одиноким остаётся Лермонтов, он уже успел принять участие в Крымской войне. Грибоедов пишет «Горе от Ума-2» и даже читает отрывок пьесы в салоне. Пушкин, отговоривший Лермонтова от самоубийства, работает с ним над историей двора Романовых. Совместная творческая работа двух гениев, салонные посиделки, разговоры по душам, ответы Пушкина и Лермонтова на вопросы, над которыми почитатели и исследователи их творчества ломают голову десятки и даже сотни лет. Светские сплетни, удивительные стихи, хорошо продуманные диалоги, которые хочется перечитать десятки раз, прекрасный русский, именно пушкинский, язык – уже за это автору сценария можно сказать огромное спасибо. Режиссёр дал русским гениям пожить ещё несколько лет. Постарался представить, какими они стали бы, если бы не погибли на дуэлях.
«Я просыпалась ночью и думала: кто мой муж»
Съёмки фильма проходили без государственной поддержки. Продюсеры искали спонсоров, а режиссёр вместе с кастинг-директором – актёров и места для съёмок. Одним из главных критериев в выборе актёров было – внешнее и внутреннее соответствие их героям. В итоге, Пушкина нашли в Москве в лице невероятно похожего на него актёра Александра Карпова, Лермонтова и Наталью Гончарову – в Севастополе. При этом режиссёр отмечает, что на роль супруги Пушкина пробовались даже американские актрисы. Их соответствие роли проверяли по финальной сцене, но ни одна актриса не смогла сыграть её лучше Светланы Агафошиной.
Всю актёрскую команду режиссёр отгородил от повседневной жизни и погрузил в 19 век. Дошло даже до того, что звать друг друга они стали Сашей, Мишей и Наташей.
Съёмки проходили исключительно в исторических интерьерах – в Массандровском и Воронцовском Дворцах, в усадьбах «Знаменское-Садки» и «Ивановское», в Музее геодезии и картографии и Галерее «Три века».
Актёры неделями досконально изучали творчество своих героев, отзывы о них современников.
«Я действительно окуналась в ту эпоху, мне казалось, что со мной Пушкин, что я Гончарова. Я иногда просыпалась ночью и думала: кто я, где я, кто мой муж – Пушкин или кто», – рассказывает исполнительница роли Гончаровой Светлана Агафошина.
«Мы всё время были в этих образах. Я спал два дня в мундире. Гостиница до сих пор с ужасом вспоминает это. Я в нём ходил в столовую, на меня смотрели испуганными глазами, – вспоминает исполнитель роли Лермонтова Геннадий Яковлев. – Я перечитал всего Лермонтова. И самое страшное, что есть в нём – это его одиночество, в каждом стихотворении, в каждой строчке – одиночество и молитва. Я уходил в себя, болел этим».
«Убедили»
Результаты этого масштабного «погружения» и видны и на экране. Фильм вышел убедительным, зрители могли увидеть настоящего Лермонтова, настоящего Пушкина. После показа захотелось искать в магазинах продолжение «Горе от ума» и биографические материалы об участии Лермонтова в Крымской войне, дипломатических переговорах Грибоедова и перечитать все произведения классиков…
Единственное, что здесь может смутить скептиков, так это то, что школьники, также как и многие зрители, искренне поверив фильму, будут допускать ошибки в ЕГЭ, путаясь в датах и обстоятельствах смерти двух российских гениев. Но голова у каждого своя, и к авторам в этом плане вряд ли можно предъявить претензии.