Вместо кисти – утюг. Крымчанка рисует картины расплавленным воском

Валентина Кулька за работой. © / АиФ-Крым

С Валентиной Кулька мы встретились дома. Невысокая статная темноволосая улыбчивая женщина скоро отметит шестидесятилетие, но выглядит намного моложе. Стены уютной просторной квартиры завешаны рукотворными картинами: бисерные иконы и портреты, яркие павлины из стразов и пайеток. В чём только она себя не пробовала: писала стихи, вышивала, делала картины из камешков!

   
   
На одну работу уходит около часа. Фото: АиФ-Крым

Взгляд в будущее

Про энкаустику — технику рисование утюгом и восковыми карандашами, Валентине рассказала случайная знакомая. Сначала дело не спорилось — то мелки плохие, то бумага не та, но попыток женщина не прекращала, и вскоре из-под её утюга стали получатся настоящие шедевры. По словам художницы, каждый, кто смотрит на картину, находит что-то свое, и очень часто через время на бумаге проявляются лица.

Рисует художница на фотобумаге, глянцевом картоне, а иногда даже на обороте плотных календарей. Фото: АиФ-Крым

«Иногда подолгу не беру инструмент в руки, а когда сажусь работать, то не знаю, что у меня получится. Просто следую порывам, — делится секретами Валентина. — Мне иногда кажется, что я рисую будущее: никогда не была в Херсонесе, но нарисовала одну из арок, а когда сын был за границей, рисовала джунгли и места один в один похожие на те, где он побывал. Мы потом фото сравнивали».

Горячая работа

Мастерской у Валентины нет, да и не нужна она. Низенький широкий столик с яркой настольной лампой, коробки с мелками, утюги. Их четыре: два крупных, один плоский дорожный — на таком удобно подчеркивать последние штрихи, и еще один маленький, для мелких деталей. Все они подарены бывшими пациентами, узнавшими о необычном увлечении массажистки, вышедшей на пенсию. Рисует художница на фотобумаге, глянцевом картоне, а иногда даже на обороте плотных календарей.

«Мне иногда кажется, что я рисую будущее», – признается Валентина. Фото: АиФ-Крым

«Оно вроде и недорого, а всё равно по карману бьет. С мелками тоже сложно. То, что на наших рынках подешевле — китайский воск: цвета яркие, а когда плавишь их, даже аллергический кашель появляется»,— рассказывает Валентина.

Вот ложится на столик газета, чтобы не испортить мебель, включается утюг и начинается работа. Блестящее полотно утюга становится голубым: широкий красочный мазок — и появилось небо, рука сделала легкую волну — и на фоне небосвода проявляются горы, а под ними плещет сине-фиолетовое море. Из-за того, что краски не смешиваются, можно увидеть необычные цветовые разводы и переходы. Капает с горячей поверхности расплавленный цветной воск — это чтобы придать картине бугристости, фактурности. А из-под носика утюжка, на этот раз маленького, появляются холмы и тропинки. Расплавленный металл всегда может убрать некрасивую кляксу, превратив ее в яркий цветок. Конечный штрих – шлифовка мягкой тканью — чтобы убрать лишнюю краску и отполировать воск. На одну работу уходит около часа.

   
   
По словам художницы, каждый, кто смотрит на картину, находит что-то свое, и очень часто через время на бумаге проявляются лица. Фото: АиФ-Крым

Во время очередной поездки к семье сына в Москву, Валентина познакомилась с известным российским фотохудожником Михаилом Дашевским, который предложил ей выставить свои работы в столичном музее. Пока же мастерица из Джанкоя радует своих друзей и родных, которые, кстати, к увлечению женщины относятся с толикой снисходительности: мол, чем бы дитя ни тешилось. Но Валентина, не обижается, а продолжает создавать картины, и называет себя счастливым человеком. 

Мастерица из Джанкоя радует своими работами своих друзей и родных. Фото: АиФ-Крым

Смотрите также: