Где живут домовые. Семья Никоноровых из Запрудного создала необычный музей

Маленький обитатель старого дома вовсе не стремится попадаться на глаза многочисленным гостям. А вот хозяевам лишний раз о себе напомнить незазорно: то прошуршать по мастерской, то спрятать инструмент…

   
   

Впрочем, тем, кто добрался до удивительного крымского музея — «Дома домовых» в селе Запрудное, что под Алуштой, не придется жаловаться, что они не смогли полюбоваться на этих давних обитателей жилья. Смотрите, разглядывайте и даже ищите сходство с собой — в трех комнатах царят серьезные, смешливые, лукавые, озорные, хозяйственные и задумчивые деревянные домовые.

Серьёзные мужички

К новому месту всегда тяжело привыкать. Особенно, если раньше дом был «полной чашей». Наталья и Николай Никоноровы, мастера по дереву, перебрались в Запрудное из Сибири ради сына, которому нужен был крымский климат и чистый воздух. Приживались нелегко, иногда казалось, что к жизни в небольшом селе, где не было работы и через день отключали электричество, вообще невозможно привыкнуть. Однажды Наталья среди нераспакованных вещей наткнулась на фигурку домового, вырезанную когда-то мужем, забавный такой мужичок с бородой. «Я пошла в кладовку, откопала его, а он уже и поломан был, почернел весь, — рассказывает Наталья. — Я его почистила, раскрасила, говорю ему: давай, помогай, нужно же как-то жизнь налаживать! А на следующий день был звонок, нам предложили очень большой заказ, два года мы делали интерьер и мебель для дома. И духом мы сразу воспряли, много идей и задумок появилось».

Семья Никоноровых. Фото: Из личного архива

С того времени в мастерской Никоноровых и стали множиться домовые, деревянные фигурки будто рождались по только им ведомым законам: то одна за несколько месяцев, то целый отряд в пять-семь человечков. В буквальном смысле слова «домоводство» получилось! 

Первого такого домового усмотрел сын состоятельного бизнесмена, он увязался за отцом в мастерскую и сразу схватил фигурку, прижал к груди. Конечно, папаша на просьбу купить отреагировал сразу. Но, услышав цену, поморщился, вытащил несколько мелких купюр, бросил на стол, дескать, с вас и этого хватит. Мастера спорить не стали, но предупредили, если что случится необычное, их не винить. Бизнесмен так и ушел со словами, что в такую чертовщину он не верит. А через два дня приехал и заплатил полную цену, объяснил, что оказался в большом убытке после «выгодной» покупки: на дороге перевернулась принадлежащая ему фура с водкой, не осталось ни одной целой бутылки.

«Дайте ему имя!»

К каждому домовому, который уходит из их мастерской, Наталья и Николай обязательно прилагают своего рода устную «инструкцию по обращению и общению». В это можно не верить, и, может быть, тогда фигурка просто останется красивой и необычной деталью интерьера. А люди, которые считают, что рядом с ними есть место заботливому соседу, радеющему о доме, с удовольствием перечисляют те необычные перемены, которые их коснулись. «Домовому нужно дать имя, но никогда не упоминать его при посторонних, — перечисляет Наталья. — Он любит, чтобы его хвалили, предпочитает дома, где чисто, не бывает ссор и люди с любовью относятся друг к другу. Наркоманов не переносит и в одном доме с ними не уживется: или человек захочет лечиться, либо домовой найдет себе другое жилье, или превратит жизнь обитателей дома в кошмар.

Фото: Из личного архива

Домовому, считают хозяева необычного музея, прямой резон заботиться о благополучии семьи, и если у кого-то в душе завелся «червячок» — несбывшаяся (но все-таки теоретически осуществимая) мечта, желание чего-то добиться, он старается помочь.

   
   

 Главные герои «Дома домовых» оккупировали полки, пол, старинные буфеты. Они все сделаны из различных пород дерева — от крымского кипариса до сибирского кедра и внешне ни один не походит на другого. Многие – не с пустыми руками: мешок, ларец, бочонок или любая другая емкость свидетельствуют об особой рачительности и прагматичности таких домовых. Можно надеяться, что они и хозяевам не позволят оставаться при пустых закромах и кошельках. 

Смотрите также: