В мае Крым ожидает эпохальное событие – по сути, второе воссоединение с Российской Федерацией - с помощью 19-километрового моста через Керченский пролив. Автомобильное сообщение между Крымским и Таманским полуостровом в курортный сезон даст от 500 до 800 тысяч машин, для комфортного передвижения которых строится трасса «Таврида».
Но сроки ее готовности остаются на заявленном ранее декабре текущего года. К каким транспортным проблемам готовится жителям и гостям Крыма, и что можно предпринять уже сейчас, чтобы их избежать?
Появятся указатели и кемпинги
«Мы указываем, что нужно обеспечить подъезды указателями, на участке от Берегового до Феодосии светофоры сократить, но оптимизацией движение не наше министерство занимается, – подчеркнул Игорь Котляр. – Я согласен, что если сегодня съехать с моста, то не понятно, куда двигаться дальше. Служба автодорог говорит, что как примет решение по движению, так и появятся указатели».
Со своей стороны, Минкурортов РК подготовило 20 инвестиционных площадок по созданию кемпингов и автостоянок в Черноморском, Раздольненском районах, в Алуште, Евпатории, Керчи, Феодосии, Судаке. Есть надежда, что если не все, то какая то часть будет работать в этом сезоне и предоставлять услуги автотуристам.
Поскольку автомобильный съезд с Крымского моста выходит почти на выезде из Керчи, первые автокемпинги следовало ожидать у Феодосии, где действующая автодорога проходит вдоль морского побережья. Однако глава администрации Феодосии Сергей Фомич заявил, что кемпингов у моря нет и не будет.
«Как бы мы не хотели оборудовать места автостоянок, у нас не так много мест, где мы можем это сделать. У нас физически, учитывая процедуру оформления земельного участка и осушения болотистой местности, не будет времени. Время от начала формирования земельного участка до строительства занимает не менее года, — пояснил глава администрации. — Можно сказать, что сложности ожидаем, но не только на территории Феодосии. У нас от Керчи до Симферополя вся дорога будет проблемным участком».
«Постараемся сделать так, чтобы отсеять часть транспортных средств с туристами, чтобы они могли разместиться и провести время. Сказать, что Феодосия на себя возьмет весь тот турпоток, который не сможет пройти по дорогам Крыма, нельзя», — считает он.
«Бутылочное горлышко»
Официально в этом сезоне в Феодосии будет работать 76 гостиниц и отелей. Всего по Крыму из 781 средства коллективного размещения готовы принимать туристов 550, из которых 71 — детский лагерь и пансионат. Учитывая, что к сезону в лучшем случае появится несколько автокемпингов, основной поток автотуристов уйдет в теневой частный сектор.
По словам главы комитета Госсовета Крыма по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексея Черняка, частники уже потирают руки, поскольку этот год последний перед обязательной классификацией объектов размещения. «Со следующего года они начнут все проходить обязательную классификацию, и там будут жёсткие требования и к гостиницам, и к экспертам, и к фирмам, — указал он. — Поток в 500 тысяч автомобилей — это 1-1,5 миллиона туристов ежемесячно».
После майских праздников правительственный час заседания сессии Государственного совета Крыма депутаты хотят посвятить Министерству курортов и туризма республики, чтобы получить подробную информацию о готовности к приёму автотуристов. Вопрос парковок и автостоянок, возможно, тоже рассмотрят на координационном совете, куда пригласят глав городов и районов и выяснить их позицию по распределению автомобильного потока. А также организации уличного освещения, уборке территорий и готовности пляжей к приему отдыхающих. При том, что в предстоящем летнем сезоне Минкурортов обещает открыть 450 пляжей против прошлогодних 387, к майским праздникам они все должны встречать туристов чистотой и порядком.
«На майские праздники ждём открытия моста и огромное количество машин. От желающих проехаться по мосту я устал отбиваться: общественные организации, спортивные и мотоклубы, на роликах, байках, ретроавтомобилях и даже военной технике образца 40-х годов, — отметил Алексей Черняк. — На той стороне коллеги не первый месяц бегают и готовятся, понимая, каким будет наплыв автомобилей и людей. А с нашей стороны с моста съехали — дальше куда? Указатель есть? Мы реально столкнёмся с тем, что как только в мае откроется мост, появится большое «бутылочное горлышко», потому что люди не будут знать, куда и по какой дороге ехать. Думаю, что мы такими замечательными магнитами как аэропорт и мост притягиваем туристов, но как бы их не оттолкнуть».
Ещё в канун активного туристического сезона-2017 Служба автодорог Крыма предупреждала, что в высокий курортный сезон, будут проблемы с пропускной способностью автодороги Симферополь-Керчь, поскольку она передана генеральному подрядчику строительства трассы «Таврида» как стройплощадка. Ограничить проезд техники и основные работы только ночными часами подрядчик — компания «ВАД», не согласилась, поскольку это сорвёт график строительства. Тогда же Минтранс Крыма рекомендовал местным властям обустроить кемпинги по маршруту следования из Керчи.
Спустя год второй этап трассы «Таврида» на проблемном участке объезда Феодосии готов на треть и его запуск, с учётом мостов, путепроводов, развязок и водосбросов, ожидается не раньше декабря.