С первых теплых дней в Крыму начинается туристическое «паломничество» в горы. Обычно в это время опытные походники с горечью констатируют, что «украшений» в виде разнообразных граффити прибавилось. Грешат этим чаще всего приезжие. Если местные — то те, кто очень молоды и редко выбираются в пешие походы. Им важно увековечить себя, любимых, а также «выдающееся» событие.
В горах и под землей
Чаще всего встречаются надписи из баллончиков, прихваченных горе-туристами именно с такими целями. Реже — сделанные маркерами или процарапанные. Встретить их можно на Ак-Кае в Белогорском районе, на скалах в Бахчисарайском районе в окрестностях Чатырдага, в «помещениях» пещерных городов, на перевале Ласпи... В общем, на любых популярных маршрутах.
В Крыму в последнее десятилетие даже появлялись проекты, посвященные очистке природных и археологических памятников от творчества современных вандалов. Самым масштабным из него был «АрхеоМост», посвященный сохранению крымского наследия. Волонтеры, начиная с 2016 года, организовывали акции по избавлению от граффити памятников полуострова.
Краевед, писатель и экскурсовод по Крыму Иван Коваленко отметил, что в горах все-таки стало поменьше надписей. Может, потому, что большинство тех, кто их оставляет, стало меньше ходить в походы? «Наверное, в соцсетях сидят и гадости пишут», — предположил он.
На Керченском полуострове, богатом старыми каменоломнями, настоящее раздолье для вдумчивого и неторопливого вандализма. Дело в том, что в штольнях встречаются рисунки и граффити XIX века, надписи времен Великой Отечественной войны. Вот они уже являются самым настоящим культурным наследием. К сожалению, участники экзотических подземных экскурсий и те, кто самостоятельно гуляет по каменоломням, часто оставляют поверх них свои автографы.
Семь лет назад Восточно-Крымский центр военно-исторических исследований выпустил книгу с фотографиями надписей и рисунков Аджимушкайских каменоломен. Также в разное время выходили работы, посвященные автографам из прошлого из других катакомб Керченского полуострова.
Рекорды «увековечивания» в Крыму
- На титул самого наглого может претендовать «след», оставленный в 2020 году туристом в одной из бухт Нового Света. Среди бела дня, на глазах у других отдыхающих, немолодой мужчина из Евпатории прикрепил к скале металлическую табличку с надписью: «Скала им. д. Вени (бывшая Собака)...» Через несколько дней табличку сняли представители лесничества.
- Самый бессмысленный — трафаретные надписи на камнях и скалах, оставленные двумя молодыми художницами из Мурманска в 2018 году в окрестностях Ялты и Судака. Крымская публика так и не поняла объяснения концепции — «образ короткого послания, наблюдение за исчезновением надписи».
- Самый загадочный — «Космонавт» на горе Бурун-Кая (Бахчисарайский район). Это петроглиф — изображение, вырезанное в камне. Описан в 60-х гг. известным археологом Аскольдом Щепинским: круглая голова существа, плечи, а между ними — будто собранный в складки «воротник» скафандра. До сих пор неясно: действительно ли изображение древнее, или вырезано в прошлом или позапрошлом веке.
«По общему обыкновению»
В начале XIX века Крым был достаточно популярным у путешественников, которые не только отдыхали у моря, но и были приверженцами активного туризма. Они стремились побывать у древних развалин, выбраться в горы или пещеры. Где возможно — в конном экипаже или верхом.
Несколько крымских пещер, относительно доступных, сразу стали фаворитами. Считалось не только не порицаемым, но и вполне обычным делом прихватить оттуда «сувенир». Туристы ломали сталактиты, а из пещеры Бин-Баш-Коба («Тысячеголовой») на Чатырдаге тащили... человеческие черепа. По легенде, там погибли местные жители, пытавшиеся спастись от турков. Учёные же предполагали, что здесь находилось костехранилище или место погребения.
Автографы же на станах подземелий были делом вполне обычным.
Побывавший в пещере Кизил-Коба в 1830 году путешественник Александр Левашов, в своих заметках о Крыме писал: «Здесь на стенах, с удивлением прочли мы несколько знакомых имён, между коими особенно меня поразило имя незабвенного А.С. Грибоедова. По общему обыкновению и мы написали имена свои в этом подземном храме воспоминания, и взяли с собой несколько отломков полупрозрачного вещества».
Автограф писателя и дипломата Грибоедова, расписавшегося в пещере в 1825 году, не сохранился. Тогда туристы использовали уголь или писали, используя коптящие факелы. Но один из залов Кизил-Коба называется Грибоедовским.
«Не прошел мимо соблазна оставить на века свой автограф и другой известный путешественник — крымский судья Павел Сумароков — автор фундаментального двухтомного сочинения «Досуги крымского судьи», опубликованного в 1803 и 1805 годах, — указывал Иван Коваленко. — Вспоминая свое посещение генуэзской крепости в Судаке, он пишет: «Стены вокруг покрыты различными надписями любопытствующих. Прейдет в потомство и мое имя, сказал я, начертав оное тут ножом; стена надежнее лоскутков печатной бумаги».
В конце XIX века, когда была проложена железная дорога в Крым, пошёл «массовый турист». И все эти люди тоже настойчиво стремились «запечатлеться» — и на природных объектах, и на видовых площадка, и во всех более-менее посещаемых красивых местах.
Литератор Александр Лукин, выпустивший свои заметки о Крыме в 1901 году, довольно много места уделил феномену русского человека, который, во что бы то ни стало, считает прямо-таки своим долгом украсить автографом всё. От скамейки и дерева до стен и камней. Вспоминал он даже скверный гостиничный номер у Байдарских ворот, где на потолке узрел крупную надпись: «Здесь я очень приятно провела ночь», с датой, именем и фамилией дамы.
«Подобные автографы преследуют вас всюду в Крыму: куда бы вы ни поехали, в какую бы чащу вы ни зашли, везде вы увидите, что купец Толстобрюхов или штык-юнкер Завихряев писали карандашом, масляными красками или вырезали ножом на деревьях свои славные имена, — негодовал автор путевых заметок. — Как сейчас помню Верхнюю Массандру и ее каменные гроты. Здесь на одной из скал, на высоте нескольких сажень, ярко-красною масляною краскою выведена фамилия какого-то досужего туриста. Чтобы так высоко расписаться на скале, было необходимо устроить подмостки, и они, вероятно, были сделаны».
Кстати
Одну огромную надпись, высеченную на скале — зубце горы Ай-Петри, даже... расстреливали. Осенью 1905 года на вершине горы появился красный флаг и вырубленная в камне надпись: «Долой царизм!» Ее по поручению местных большевиков вырубил каменотес из Мисхора Иван Ананьев, причем буквы были в рост человека. Уничтожать антиправительственный лозунг отправилась пулеметная команда, но часть его еще несколько лет была видна.