Аргументы и Факты
krym.aif.ru
16+
Крым
Аргументы и Факты
krym.aif.ru
16+
Крым
Примерное время чтения: 8 минут
865

«Железка — что, были бы ребята целы!» Как в Крыму «лечат» бронемашины

Танки грязи не боятся.
Танки грязи не боятся. / Глеб Задворнов. / АиФ-Крым

Резиновые сапоги очень кстати. Хотя после дождя земля чуть подсохла, их приходится с усилием отрывать от чавкающей поверхности. Где-то по рубчатой, оставленной гусеницами колее, идти даже удобно; где-то она обрывается, накладываясь на другие. Вот такая «дорога». Специальная. Для гусеничной техники, которая грязи не боится.

Где-то в Крыму — а конкретнее широкой публике знать не надо, развернулся ремонтный батальон ВС РФ, восстанавливающий бронемашины для группировки войск «Восток». «Раненые» приходят с южно-донецкого направления. Krym.aif.ru побывали в «госпитале» для боевых машин.

Под козырёк: защита от дронов

Из ремонта на передовую бронемашины возвращаются не просто в исправном состоянии, а с улучшениями, которые здесь вносят, чтобы дополнительно защитить технику. Само пребывание на передовой «подсказывает», что можно сделать.

«Например, устанавливаем противодроновые козырьки, — показывает на один из танков Т-80БВ капитан с позывным «Армата». — Сначала ставили только поверх башни, теперь — и над крышей мотора и компрессионного отделения. Противник тоже учится: раньше целил только в башню, сейчас приноровились и по двигателям попадать. Теперь обвариваем танк полностью: стремимся обеспечить безопасность экипажа в полном объёме».

Случается, что в ремонтном батальоне прибывшие на ремонт машины встречают с узнаванием: они уже тут побывали. «Самый запоминающийся случай — когда машина к нам приходила три раза, — приводит пример «Армата». — Первый раз проблемы у танка были по ходовой части, это мы исправили. Потом снова он прибыл: двигатель вышел из строя. Заменили его. А на третий раз случилось попадание в башню, но ребята, слава Богу, живые. Приехали к нам: «Ну, вот снова мы, теперь вот такая неисправность...» Сами целы, это главное. Железка что — мы её отремонтируем!»

Иногда экипажи приезжают вместе со своими машинами. Помогают ремонтниками. Сами проверяют уже исправленную технику. И снова возвращаются на передовую.

Недавно прибыл в батальон БРЭМ: бронированная ремонтно-эвакуационная машина, именно она «выдёргивает» с поля боя подбитую и поломанную технику. В ремонт её сопроводил экипаж. Эти ребята — Алексей, Александр и Антон, на днях были награждены орденами Мужества.

Водитель БРЭМа, Александр, немногословен: наградили за эвакуацию раненых. Так случилось, что поехали вытаскивать машину, а все крепления на ней отвалились, да ещё миномётный обстрел. А в машине — пятеро раненых, пытались эвакуироваться. Загрузили их на броню и увезли. Вот и всё...

Бойцы экипажа бронированной ремонтно-эвакуационной машины награждены орденами Мужества.
Бойцы экипажа бронированной ремонтно-эвакуационной машины награждены орденами Мужества. Фото: АиФ-Крым/ Глеб Задворнов.

Экипаж БРЭМа

В лесополосе удерживали позиции десять бойцов. Ночью к ним добралась колёсная машина, чтобы их забрать. Одновременно подвезли пополнение. Но транспорт попал в воронку.

«Нам был дан приказ: вытащить технику из ямы, чтобы она спасла «трёхсотых», — рассказывает член экипажа БРЭМа Антон. — Подъехали — а стрельба с обеих сторон, но у нас задача, надо работать. У бронемашины уже одного крюка нет, дёрнули — второй вылетел. И тут случился первый «прилёт» от миномёта, ранило командира группы, которая только прибыла...»

Ребята из БРЭМа под обстрелом осматривали машину, рассчитывая всё-таки её вытащить, но пришлось признать: не получится. Решили вытаскивать из неё раненых на БРЭМ и побыстрей покинуть лесопосадку. 

Танки грязи не боятся
Пострадавшую во время боёв БРЭМ помогает восстановить и вернуть в строй экипаж. Фото: АиФ-Крым/ Глеб Задворнов.

«Я его закинул, пошёл за тросом — и тут наш БРЭМ тронулся, водитель не видел, что я остался, а старший группы сказал, что все на борту, — объясняет Антон. — Времени осматриваться действительно не было. Ну, а я спрятался за засевшую в воронке машину. Да, страшно. Ещё страшнее стало, когда увидел, как дрон-камикадзе полетел за нашим БРЭМОМ. Но средства РЭБ сработали, он упал метрах в ста-ста пятидесяти».

А Антону предстояло добираться к своим. По колее, никуда с неё не отступая, потому, что по обе стороны — мины. Бежал по смёрзшейся, в комках, земле. Падал в колею, когда обстреливали. Услышал: «Братан, помоги!» Оказалось — раненый.

«Взял я его на «горбушку», пробежали метров сто — он говорит: «Падай!», — вспоминает Антон. — Увидел на небе «звёздочку» — дрон, который может до двух километров подниматься, с большим радиусом обзора. И он мне подсказывал, что делать: лечь на живот, прикрыть рот — чтоб пар не шёл, потому что на дроне тепловизор. Мы прикинулись «двухсотыми», беспилотник над нами повисел и ушёл. Зато дрон-камикадзе по этой же дороге прошёлся, пролетел недалеко от нас».

Так и шли: бежали, ложились, пережидали, ползли. Антон дотащил раненого до первого опорного пункта, где дали санки. На них уже тянул до места эвакуации. А там попросили забрать ещё одного «трёхсотого». Пошёл за ним, доставил...

Оба «крестника» Антона живы, первому спасли ногу, может уже в строю. Второй получил несколько ранений, ему в госпитале придётся пробыть дольше.

Работают круглосуточно

«Чиним всё: от велосипеда до танков!» — говорят ремонтники. Ну, про велосипеды шутка — а вся остальная техника, до больших реактивных систем залпового огня выходит отсюда в полной исправности.

«После меня — только завод, — уточняет командир ремонтного полка Павел. — Небольшие повреждения вроде слетевшей гусеницы или мелкой поломки двигателя могут устранить на месте. Поломки серьёзные — это всё к нам. Все машины — с линии боевого соприкосновения, каждая побывала в бою. Ежесуточно из ремонта выходит от 20 до 25 машин — всех, и танков, и автомобилей, работы идут круглосуточно».

Можно пройти в ангар, где ремонтники как раз занимаются «лечением» пострадавших машин. И даже подняться по лесенке на броню, заглянуть в люк... А правда, что танкистов подбирают по физическим параметрам: не очень высоких и худощавых?

Оказывается, да. В каждом танке есть под сиденьем механика-водителя есть выход для экстренного покидания машины, в просторечии — «люк героя». Для случая, когда сверху вылезти нельзя, только под машину. И он небольшой: человек габаритный в него просто не пролезет.

В ремонтных ангарах порой происходит «встреча поколений»: новая техника со сложной электроникой и тепловизорами стоит рядом с машинами предыдущих модификаций и даже БМП советского времени. Выпущенные при СССР и расконсервированные «дедушки» прекрасно показывают себя в боевых условиях. Они надёжны, живучи, ремонтопригодны.

Вот, в углу что-то очень большое, бронированное, но без орудия. Массивная дверь приоткрыта. «Это — «Ладога», их всего пять штук произвели, — объясняет один из ремонтников. — В начала 80-х такие делали: высокозащитный транспорт, мощный и с отличной проходимостью».

Пока на эту машину не получена документация, она ждёт своего часа. А там вполне может быть, что поставят её на ноги, точнее — на гусеницы, и послужит бронемашина в зоне СВО.

...В отдалении от ангаров — место, где «оборудованы условия для ходовых испытаний бронетехники». Огромное пространство, где, говоря обычным языком, танки и БМП всё размесили и разбили. Это, если можно так сказать, их естественная среда обитания. Примерно такая же, как на поле боя.

И по перепаханному гусеницами полю, то и дело меняя направление, несутся на полной скорости бронемашины: так проверяется качество работы двигателя. Здесь же проводится «проверка выстрелом» — для орудия. Точнее, это гидровыстрел, имитация настоящего. Но звучит, особенно для гражданских и непривычных к таким звукам людей, очень громко.

Техника, которая проходит эту проверку, сразу же уходит на передовую. Она получила вторую жизнь. Возможно, вернётся за третьей.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах