Примерное время чтения: 9 минут
470

Заработать на весь год. Что тормозит курортный сервис Крыма?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. АиФ-Крым №49 07/12/2022
Владислава Макарчук / АиФ

Многие страны, в том числе и наши соседи по Черноморскому региону, хорошо живут за счет туристической отрасли. Почему Крым, принимающий миллионы туристов, не может этим похвастать? Как туристическую отрасль республики сделать одним из главных источников наполнения бюджета?

Об этом «АиФ-Крым» поговорили с доцентом кафедры государственного и муниципального управления Института экономики и управления Крымского федерального университета Еленой Вершицкой. 

Равнение на круглый год

Елена Озерян, АиФ-Крым: Какой из последних курортных сезонов был самым удачным для полуострова?

Елена Вершицкая: В 2020-й, пандемийный год, было повсеместное снижение турпотока. И Крым не стал исключением. Но 2021-й с лихвой восполнил недополученное, это был один из самых «золотых» в плане туризма годов. Даже по официальной статистике, мы вернулись к показателю в 10 миллионов отдыхающих. И, хочется верить, что поступления в бюджет от туристической отрасли были соответствующие. 
Сейчас мы столкнулись с проблемой транспортной доступности, но жаловаться на отсутствие внимания государства к региону и к туристической отрасли будет несправедливо. Крым активно вовлечён в Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» и получает финансирование. 

— Как оно используется?

— В 2023 году на выделенные правительством РФ субсидии Евпатория и Алупка смогут внедрить в своих туристических центрах дизайн-коды. Так основные объекты туристического показа будут объединены в общее архитектурно-культурное пространство. На днях правительство РФ сообщило, что выделит 1,6 миллиарда рублей на поддержку туристической сферы Крыма и Севастополя. 

То есть, мы имеем ресурсы, внимание власти, знающих людей, туристскую инфраструктуру. И, судя по официальным сообщениям о результатах соцопросов, 80% туристов удовлетворены крымским сервисом.

— Но, есть личное общение, соцсети, где отклики об отдыхе в Крыму не всегда радужные... 

 — Не всегда нужно рассматривать отдельные отзывы, как попытки привлечь внимание негативными эмоциями, чёрным пиаром. Надо понимать, насколько это обосновано. Крыму, как курорту, есть куда развиваться. 

Просто сказать, что у нас есть, например, медицинский туризм, мало. Его уровень в разы ниже того, который был в Крыму в советское время. Или, к примеру, в этом году, в связи с прекращением авиасообщения, 80% отдыхающих прибыли в Крым на автомобилях. А что у нас сделано по автомобильной инфраструктуре? Да, появляются кемпинги, 
автостоянки, но, мы не пришли еще даже к советскому уровню. Нам бы достичь того, что тогда было сделано на таких стоянках — в техническом, санитарном состоянии. Надо создавать такие условия, чтобы у гостей появилось желание вернуться к нам. Или, чтобы человек, который заинтересовался, например, медицинским туризмом, мог приезжать в Крым круглый год и получать качественную услугу. А самое важное — помимо качества, нужна адекватная цена. Процессы же ценообразования в туристической отрасли мне, как экономисту, непонятны.

Ялта в межсезонье не менее прекрасна, чем летом.
Ялта в межсезонье не менее прекрасна, чем летом. Фото: АиФ-Крым/ Наталья Дрёмова

— То есть?

— Мы живём во время экономики впечатлений. Важно не только качество туристической услуги, а процесс её получения. Эдакое послевкусие, чтобы у удовлетворённого отдыхом туриста было желание приехать снова. И он через «сарафанное радио» рассказал, что у нас — здорово. 

К сожалению, пока полуостров при его преимуществах трех S (san, sand, sea – солнце, пляж, море), не может порадовать доброжелательным отношением к туристу. Нет общепита по адекватной цене — при всём разнообразии национальных кухонь. Вообще общепит — это рынок, где должно быть понимание: ты сегодня плохо принял туриста, завтра он уйдёт к твоему конкуренту. 

И это касается не только общепита. Любой собственник турбизнеса должен работать на лояльность своих клиентов. Тогда они будут к нему возвращаться. К сожалению, сейчас чаще слышу: «Мы приехали в Крым, посмотрели, больше отдыхать здесь не будем. Да, мы помним с советских времен имидж Ялты — города счастья, но тут ничего не изменилось!». Либо: «Здесь хорошо, но так всё дорого!». 

Куда податься?

— Так чего нам не хватает, кроме доброжелательности?

— Не хватает сетевых объектов размещения. Да, сеть — это не всегда хорошо, но это, как правило, качество. И тут нам будет в помощь импортозамещение. Отечественного туриста, отдыхавшего за границей, сложно удивить. Он уже попробовал отдых в Турции где «все включено», в Европе и других регионах планеты. Он знает, как эта сфера может работать. Так почему нам эти знания не перенять?

— Много лет ведутся разговоры о круглогодичной работе здравниц. Почему «воз и ныне там»?

— Сезонность всегда была свойственна Крыму. Но, когда мы научимся максимально нивелировать ее последствия, накопительный эффект будет распространяться не только на туризм, но и на все отрасли крымской экономики: сельское хозяйство, медицину, строительство.

Минувшее лето было во всех смыслах маркером готовности Крыма развиваться в сложных погодных и внешних условиях. Мы уже живём эпоху перемен, надо уметь максимально быстро и эффективно адаптироваться. В первую очередь, нам нужны такие средства размещения, которые будут готовы принимать туристов в любое время года. Например, минувшим летом у нас было достаточно дней, когда море было холодное или из-за нашествия медуз нельзя было войти в воду. А много наших санаториев, пансионатов и домов отдыха могут похвастать бассейном? Единицы. А турист, привыкший отдыхать в той же Турции, знает, что там, на территории отеля, как правило, их несколько. Да и  в дождливый день в Крыму есть что посмотреть. Тем не менее, мало туристов едут на полуостров только чтобы увидеть какие-то достопримечательности.

— И цены на экскурсии часто зашкаливают, из-за чего и местные жители редко посещают даже самые известные достопримечательности полуострова…

— Мы хотим за три летних месяца заработать столько, чтобы потом не трудиться весь  оставшийся год. Чего не скажешь о наших ближайших соседях. Поэтому многие крымчане в межсезонье ездят отдохнуть к ним, даже на пару дней. И цены там не кусаются, и сервис хороший. Крымский мост и трасса «Таврида» позволяют добраться на материк быстро и комфортно.

У нас даже бензин дороже, чем на той стороне Керченского пролива. Раньше это объяснялось отсутствием моста, и, как результат, транспортными издержками. Сейчас наверняка тоже есть какие-то объективные причины, но они не логичны с точки зрения потребителя. Стоимость заправки в Керчи и в первом материковом населённом пункте после Крымского моста — это разные суммы.

А крымским отелям сдавать номер на два-три дня неинтересно, так они привыкли. 

— Но какие-то перемены были в этом сезоне?

— В этом году тоже появилась достаточно эффективная система, но, к сожалению, не массовая. При бронировании номера туристу, который ехал на автомобиле в крымский пансионат или санаторий, оплачивалась одна ночь проживания в хорошем отеле в Ростове. Представители турбизнеса, предвидя сложный сезон, пытались сделать все, чтобы турист до них все же доехал, не отменил бронь. Например, встречали своих клиентов в Керчи и везли их к месту отдыха. 

Когда клиент понимает, что он желанный гость, это, конечно, радует. Огорчает порой иное: например, он решил посмотреть достопримечательности другого города, зашёл в кафе... А там обслуживание ниже среднего, цены — на уровне Ниццы, и качество блюд оставляет желать лучшего.

Почему бы не создать туристические продукты для отдыха и оздоровления именно крымчан в межсезонье? Многие хотели бы, например, отдохнуть пару-тройку дней в каком-нибудь пансионате на берегу моря, подышать зимним морским воздухом. Но, когда узнают стоимость такой релаксации, решают, что… не устали.

Новый год в Крыму можно встретить среди зелёных пальм.
Новый год в Крыму можно встретить среди зелёных пальм. Фото: АиФ/ Владислава Макарчук

— Такое впечатление, что за редким исключением, туротрасль полуострова держится на советской базе, которую несколько осовременили…

— Увы… Хотя, например, сейчас в России успешно реализуется проект для молодёжи «Пушкинская карта». Логично было бы создать что-то подобное для крымчан. Допустим, посещение известных дворцов полуострова. Ведь многие местные жители, действительно, там никогда не были. 

В некоторых регионах набирает популярности тенденция: проводить выходные не дома, а ехать в близлежащий район, населённый пункт, город. И знакомиться с местными достопримечательностями. А таких мест в Крыму — множество, побывать там познавательно. Даже в районах, которые считаются не популярными у туристов: в Северном Крыму. Там при желании можно найти достойные объекты.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах