Примерное время чтения: 8 минут
220

«Все было правдоподобно». История крымчанки, которую обманули на 200 тысяч

В полицию Крыма за 7 месяцев текущего года поступило 2006 заявлений о совершенных дистанционных мошенничествах. Общая сумма, которую передали злоумышленникам обманутые граждане, составила 362 миллиона 155 тысяч 532 рубля. Большинство совершаемых мошенничеств дистанционным способом осуществляются при помощи телефонных звонков. 

Корреспондент krym.aif.ru разобрался, почему люди так просто расстаются со своими деньгами.

История одного обмана

Людмила Касым приехала в Севастополь в 2020 году. Мечатала здесь беззаботно жить на северную пенсию, ходить на море и забирать на лето внуков.

В родном Салехарде она продала квартиру, новую купила на юге. После сделки осталось почти 200 тысяч рублей, с которыми никак не понимали что делать. На ремонт — недостаточно, как и на машину или гараж. Положить деньги в банк под проценты казалось неудобной затеей, ведь их тогда нельзя будет снять долгое время. Именно поэтому всю сумму просто сняли и хранили дома до лучших времен.

Весной Людмиле позвонили, представились службой безопасности банка.

«Это было днем. Звонят, говорят — на вас взяли кредит на миллион рублей, вы брали? Я говорю, что нет, конечно. Разволновалась, сердце заколотило. Я слышала про всяких таких мошенников, испугалась, поняла, что попалась. А мужчина со мной беседовал очень спокойно, уравновешенно, сказал, что сейчас все поможет решить», — рассказала жительница Севастополя.

Рассказать о том, как именно ей предлагали помочь, женщина не может. Говорит, что ей долго объясняли схему транзакций и переводов, все казалось очень подробным и правильным, а потому не вызывало подозрений.

«Сказали, что если 10 процентов как-то сейчас погасить, то и весь кредит погасится. Это я сейчас говорю и все понимают, что это сказка какая-то. Но он называл много терминов, какое-то уравнение с неизвестными и еще много чего. Я будто в ступор впала, а потом меня начали торопить», — добавила Людмила.

Мужчина по телефону стал говорить, что до возможности отсечь мошенническую сделку остались считанные минуты, и надо срочно бежать к банкомату.

«Он не дал мне повесить трубку.  Я с ним на проводе взяла деньги из дома и мы пошли к банкомату. Пока шли, он мне рассказывал, что спас уже десятки таких как я, что ему благодарность объявили. Потом он мне продиктовал номер, куда я положила деньги. Когда створка в банкомате захлопнулась, он поблагодарил и отключился», — продолжила рассказ пенсионерка.

Буквально через 20 минут он перезвонил и сообщил, что операция прошла успешно и все получилось, но оказалось, что условия изменились и теперь надо еще 200 тысяч. Женщина призналась, что у нее есть еще только 100.

«Он сказал, что это очень плохо, и спросил могу ли я у кого-то сейчас быстро занять. А потом подумал и добавил, что раз так, то может хватит и ста тысяч. И по такой же схеме я ему их перевела», — призналась Людмила.

Она добавила, что еще несколько дней не понимала, что ее обманули, ждала, что деньги снова вернуться. Переживать начала уже только после того, как «банкир» перестал быть на связи, а деньги так и не поступили. В похожую ситуацию женщина попала не одна.

Триста в месяц

В прошлом году крымчане «подарили» жуликам около 220 млн рублей. За 7 месяцев 2023-го, рассказала начальник отдела информации и общественных связей МВД по Республике Крым полковник внутренней службы Наталья Кашкарова, сумма ущерба уже составляет свыше 360 миллионов.

«Самый крупный ущерб был нанесен 51-летней жительнице Симферополя. По телефону неизвестный представился сотрудником банка и рассказал женщине, что, используя доверенность от ее имени мошенник оформил кредит. Для его погашения женщине необходимо срочно оформить кредит и перевести на расчетные счета, которые ей продиктует работник банка. В результате женщина перевела несколькими транзакциями деньги в общей сумме 2 миллиона 637 тысяч рублей», — отметили в МВД по Республике Крым.

Постоянно звучат предупреждения в СМИ, в общественном транспорте транслируются видеоролики о мошеннических схемах, в публичных местах висят плакаты и листовки.

Социолог, член общественного совета при МВД по РК Наталья Киселёва сообщила, что, по данным проведённых соцопросов, более 90% опрошенных сталкивались со звонками мошенников.

«В первом квартале прошлого года количество людей, которые стали жертвами дистанционных аферистов, в среднем составляло менее ста человек в месяц, — пояснила социолог. — Во втором квартале их было уже более 150, а во втором полугодии уже более 200. Переходим к этому году: в первом квартале статистика обманутых людей держалась на уровне „более 200 человек в месяц“. А во втором — уже более 300».

Срабатывают два фактора. Первый: каждый человек, даже будучи наслышан о неприятностях других, твёрдо верит, что с ним такого произойти не может. Второй — это то, что технический прогресс предоставляет больше возможностей не только добросовестным пользователям, но и нарушителям закона.

45% случаев рассказала Наталья Киселёва, приходится на собственно телефонное мошенничество, 43% — на обманы в соцсетях, мессенджерах, в Интернете. А 12% мошенничества связаны со скачиванием всевозможных мобильных приложений, переходом по QR-коду.

Кстати, во многих регионах страны в этом году жулики активно раскручивают схему с QR-кодами. Они расклеивают на подъездах жилых домов объявления о новых, якобы малоизвестных социальных выплатах. За консультацией предлагают обращаться, перейдя по ссылке QR-кода. В открывшемся чате от человека просят необходимую для начисления выплаты информацию, в том числе данные банковской карты...

«Спасите ваши денежки!»

«Портрет» среднестатистической крымской жертвы дистанционных аферистов можно нарисовать такой. Это женщина старше среднего возраста или пожилая, скорее жительница сельской местности, которая довольно трепетно относится к своим накоплениям. Даже тень угрозы финансовому благополучию заставляет её паниковать. Она же легко «клюёт» на предлагаемые жуликами лёгкие деньги: мифические выигрыши, возврат части денег за какие-то покупки и т.д.

Начальник отдела по раскрытию преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий УУР МВД по РК Ярослав Скляренко отметил, что мошеннические схемы остаются всё те же. Меняется только «легенда», которой пользуются жулики. В день каждый из них обзванивает сотни человек, а «раскрутить» удаётся 5-6.

«Как распознать? Если вам позвонили „из полиции“ и начали говорить, что кто-то где-то хочется оформить на вас кредит... Надо не пугаться, а подумать, что свою невиновность всегда докажете, поскольку находились в другом городе. А если вас „сотрудник полиции“ соединяет с банком, а тот с другим... Это вообще из области фантастики. Не пугайтесь, не паникуйте, прервите разговор», — советует Ярослав Скляренко.

Кстати, в отделениях крымских банков сотрудники ориентированы на возможных жертв мошенников. Когда клиент явно под воздействием третьих лиц, «на телефоне», пытается взять кредит, снять ли перевести деньги, информация поступает в полицию. И удаётся спасти сбережения крымчан. Хотя они порой... сопротивляются: настолько убедительны мошенники.

Недавно больше двух часов уговаривали написать заявление о возврате средств 83-летнего дедушку, который снял 290 тысяч рублей и пытался через кассу перевести их мошеннику. Кассира насторожило, что пенсионер не мог внятно объяснить, кому и зачем он переводит такую сумму. Оказалось, что мошенники «вели» дедушку пару недель, и даже подружились со страдающим от недостатка общения пенсионером!

Внимание родственников — тоже профилактика от мошенников. И — постоянные напоминания о таких звонках, беседах и необходимости их прерывать.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах