Примерное время чтения: 5 минут
717

Только резать? Оставшиеся в Крыму украинские корабли пойдут на металлолом

Часть кораблей украинского флота базировалась в севастопольской бухте.
Часть кораблей украинского флота базировалась в севастопольской бухте. / Глеб Задворнов / АиФ-Крым

Поставлена точка в «подвисшем» вопросе о судьбе оставшихся у берегов Крымского полуострова украинских кораблях. После возвращения республики в Россию часть флота «незалежной» уйти не смогла. И надолго задержалась.

Россия ещё в 2014 году предлагала ВМС Украины вернуть корабли. Но киевское правительство отказалось их принять. Дескать, таким образом оно признает Крым российским. Какие именно корабли остались в Крыму и что их ждёт в ближайшем будущем — в материале krym.aif.ru

Мечты подводные

Но лет пять назад Украина снова поднимала вопрос о передаче кораблей. Уже готова была принять, но никто их отдавать не собирался. К чему было усиливать страну, которая убивала своих жителей — русскоязычных граждан — и занимала антироссийскую позицию?

Киевские же политики обнаглели до такой степени, что настаивали: корабли не просто вернуть, а в отремонтированном состоянии!

Тогда им очень хорошо ответил бывший командующий Балтийским флотом России адмирал Владимир Валуев. Он заявил, что корабли были именно брошены, без всяких договорённостей. А за то, что их охраняли, надо благодарить командование ЧФ.

В Крыму остался целый подводный дивизион Украины в виде единственной дизель-электрической лодки «Запорожье». Она стала для ВМФ Украины тем самым чемоданом без ручки, который и нести тяжело, и бросить жалко.

В 1997 году, когда Россия и Украина делили Черноморский флот, «незалежной» было предложено три подводных лодки. Все основательно послужившие и не единожды прошедшие ремонт. Но от двух украинские военные отказались, посчитав, что в их ремонт нужно будет вложить слишком много. И выбрали одну, присвоив ей имя U01 «Запорожье». Первый рейс состоялся в... ремонтный док. Вышла она оттуда через четыре года. К этому времени за немалые деньги были приобретены аккумуляторные батареи для субмарины. И... не подходящие для неё. После очередного выбивания средств на ремонт в Минобороны Украины обсуждался вопрос о продаже ценной единицы флота. Было даже предложение от иностранного инвестора, мечтавшего о... подводном казино. Но у «Запорожья» оказались защитники. Брызги «золотого дождя», проливавшегося на подлодку, видимо, попадали в нужные карманы. Лишь в 2012 году лодка в надводном положении осторожно «прогулялась» по бухте. Кстати, за её очередной ремонт, проведённый тогда на судоремонтном заводе ЧФ РФ, Украина так и не заплатила.

Балаклава, музей подводных лодок
Единственная подводная лодка, доставшаяся Украине стала музейным экспонатом. Фото: АиФ-Крым/ Наталья Дрёмова

Теперь у субмарины официальный российский статус. Уже несколько лет «Запорожье» — экспонат Балаклавского музейного подземного комплекса. Подлодку основательно «пролечили» в сухом доке и определили на вечное хранение.

Ненужное «наследство»

В конце прошлого года снова всплыл вопрос о подлодках. Западные партнёры Украины крики о такого рода помощи проигнорировали. Не пожелали делиться.

«Надежд построить хоть какое-то количество собственных подводных лодок у Украины никогда особо не было, — рассказал военно-морской эксперт капитан 1 ранга Сергей Ищенко. — А вот слово «Германия» в этом контексте витало ещё с начала 2016 года. Причем, не о немецких субмаринах шла речь, а о турецких «Атылау», которые на поверку являются немецкими подлодками тип 209. Три из них были построены в Германии, а три по лицензии уже на турецкой верфи. Есть такой нюанс, как авторские права Берлина на ставшие ненужными Турции субмарины и нужно соблюсти определенные формальности. И если Германия не желает отдавать свои лодки 212А, то вполне может дать «отмашку» на поставки германо-турецких ракетных подлодок тип 209».

Брошенными у берегов Крыма оказались также 12 боевых кораблей. В том числе большой десантный корабль (БДК) «Константин Ольшанский». Весной 2014 года его украинский экипаж сдался после первой же предупредительной автоматной очереди. Зато успел основательно напакостить: засыпать песком узлы двигателя и разбить навигационные приборы и системы управления.

В октябре прошлого года СМИ писали о том, что этот корабль может пригодиться. Предлагалось восстановить техническую готовность БДК «Минск» Балтийского флота, который был повреждён при ракетной украинской атаке, за счёт «Константина Ольшанского». Некоторые агрегаты украинского корабля, в теории, могут быть для этого использованы.

Информации о том, принято такое решение, или всё-таки отвергнуто, нет.

Возможно, украинский корабль разделит участь остальных «земляков», стоящих у берегов Крыма.

Источник в силовых структурах Крыма сообщил РИА Новости, что украинские корабли утилизируют. «Решение принято не передавать Украине эти корабли, а резать, но процесс утилизации для отдельных кораблей приостановлен в связи с необходимостью обеспечения безопасности наших кораблей», — сказал собеседник агентства.

Кстати
  • Из «украинского наследства» самые новые суда, оставленные в Крыму десять лет назад — малые противолодочные корабли «Тернополь» и «Луцк», оба 1991 года рождения.
  • Самый почтенный возраст у морского тральщика «Черкассы», он вышел в море в 1977 году.
  • Брошены украинскими моряками в Крыму были и десять вспомогательных судов. Самое старое из них — учебно-тренировочное, бывший тральщик «Великая Александровка», построенное в 1954 году.
  • В 2022 году под контроль России перешли ещё три украинских плавсредства. Катеры «Аккерман», «Кременчуг» и «Вышгород» стали трофеями во время проведения СВО.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах